Западные компании пересматривают отношение к пожилым работникам

Старение трудоспособного населения заставляет западные компании пересмотреть отношение к пожилым работникам. Их холят и лелеют, потому что скоро они станут основной рабочей силой. В России работодатели по-прежнему ориентируются на молодых, а пенсионеров используют только в качестве наставников

Остаться рабочим

Восемь лет назад руководство завода BMW в немецком городе Дингольфинге обратило внимание на то, что общий тренд – старение трудоспособного населения – распространяется и на их компанию. И решило, что массовый выход на пенсию старых работников завода может сорвать планы по развитию бизнеса. Чтобы предотвратить эту ситуацию, топ-менеджеры подключили специалистов по эргономике и переоборудовали фабрику с учетом интересов пожилых, а также стали варьировать нагрузку и распределение задач в коллективе. «Мы разработали стратегии, которые помогают людям сохранить, а подчас и увеличить производительность труда», – рассказывает Джошен Фрей, менеджер по коммуникациям BMW.

К 2020 г. доля работников в возрасте более 50 лет возрастет в Германии с 25 до 45%. Похожее будущее ждет другие страны (см. врез). Поэтому компаниям придется пересматривать свое отношение к немолодым работникам. Большинство компаний до сих пор не уделяют этому должного внимания, а ведь они могли бы внести некоторые изменения в дизайн и планировку своих офисов, чтобы приспособить их для работы пожилых людей, говорят Джереми Майерсон, директор дизайнерской Helen Hamlyn Centre for Design, и Марк Кетчлав, директор Herman Miller Insight Group, которая занимается исследованиями в области организации офисного пространства.

Человеку в возрасте важно в течение дня менять положение тела. Поэтому скандинавские работодатели предлагают пожилым сотрудникам рабочие столы, за которыми можно то сидеть, то стоять. Зрение и слух слабеют, значит, рабочее место должно быть лучше освещено и защищено от шума. Наконец, для пожилых нужно создавать специальные зоны отдыха, где они могли бы восстанавливать силы.

Эргономический подход к организации труда пожилых людей в BMW показал: при соблюдении всех условий люди старшего поколения могут работать лучше молодых. В ходе реконструкции фабрики в Баварии компания запустила два экспериментальных конвейера. Возрастной состав рабочих на первом конвейере был характерен для демографической ситуации, сложившейся в Германии в 2007 г., на втором – для предполагаемой в 2017 г. «Команда, где преобладали старые люди, выпустила столько же продукции, сколько и более молодая. При этом качество изделий выросло», – рассказывает Фрей.

В России такого не встретишь – только очень богатые компании могут позволить себе переоборудовать производственные цеха с целью приспособить их для людей старшего поколения, говорит Татьяна Грицик, руководитель департамента по персоналу компании «Уралхим». «Сначала надо обеспечить безопасность производства и поменять культуру промышленных предприятий. Только после этого можно говорить о переоборудовании цехов для старых работников. Сейчас этим вряд ли кто будет заниматься», – объясняет она.

«Советский рабочий класс – это люди непритязательные. Они готовы работать в тех условиях, которые им предлагают», – рассказывает Елена Жидкова, социолог и участник исследования по безработице среди пожилых, которое провел Институт сравнительных исследований трудовых отношений. Оно показало, что пожилые готовы идти практически на любую работу и заботятся только о трудовых гарантиях – требуют бессрочного найма, медицинской страховки, оплаченных больничных листов.

Российский работодатель ориентируется сегодня больше на молодых сотрудников, говорит Ольга Копылова, руководитель отдела по подбору персонала кадровой компании Kelly Services: «Почти во всех описаниях позиций, которые мы получаем, возраст кандидата ограничен 28–35 годами».

«Средний возраст рабочих на нашем заводе составляет 27 лет. Поэтому наши специалисты по эргономике ориентируются на создание комфортных условий труда для этой возрастной группы, а не для людей пожилого возраста», – подтверждает Екатерина Третьякова, пресс-секретарь Renault в России.

Стать наставником

Компания Marks and Spencer еще в 2001 г. отменила сроки выхода на пенсию для своих сотрудников. Работники старше 55 лет могут сами выбирать, уходить им на пенсию или оставаться в компании и работать по графику частичной занятости. Дебора Уормен, глава подразделения компании по работе с персоналом, говорит, что, получив право выбора, многие пожилые работники стали оставаться, чтобы поделиться своим опытом с более молодыми. «У нас есть институт коучинга, и обычно в роли коучей выступают самые опытные сотрудники», – объясняет она.

На советских предприятиях институт наставничества существовал многие десятилетия. Потом он был разрушен, но сегодня потихоньку восстанавливается, рассказывает Жидкова: «Отдельные предприятия уговаривают бывших работников вернуться с пенсии для передачи опыта». При этом чаще всего используются нематериальные формы стимулирования: назначение консультантом или преподавателем, награды, размещение на Доске почета.

В корпорации «Мечел» создан специальный совет ветеранов и учрежден институт наставничества, рассказывает Елена Селиванова, вице-президент по кадровой и социальной политике компании. «Мы думаем также привлекать к сотрудничеству пенсионеров – бывших директоров заводов, которые обладают поистине уникальными знаниями», – добавляет она.

Идеальный кандидат в наставники – это мужчина – работник завода в возрасте около 50 лет, владеющий двумя-тремя специальностями, проработавший на предприятии не менее 12 лет, рассказывает Ольга Дашкевич, начальник отдела подбора персонала Челябинского трубопрокатного завода, где в прошлом году был создан образовательный центр. Преподают в этом центре наставники из числа наиболее опытных рабочих и мастеров завода. «За преподавание они получают прибавку к зарплате, но главное – чувствуют, что их знания востребованы», – говорит она.

«Передача знаний – первоочередная задача для российского производства. И только ветераны предприятий могут нам в этом помочь, – уверена Грицик из «Уралхима». – А западный путь развития, по которому пошла BMW, для нас пока неактуален. Это дело будущего».