Статья опубликована в № 3220 от 30.10.2012 под заголовком: Умнее, а не больше

К чему приводит увеличение затрат на НИОКР

Больше всех в прошлом году на НИОКР потратила японская Toyota ($9,9 млрд), а самой инновационной компанией мира эксперты продолжают считать американскую Apple, бюджет которой на исследования и разработки в несколько раз меньше ($2,4 млрд), подсчитали консультанты Booz & Co
Cамой инновационной компанией мира эксперты продолжают считать американскую Apple
S.Eells / Bloomberg

Суммарный бюджет на НИОКР первой тысячи крупнейших публичных компаний мира за прошедший год вырос на 9,6% до $603 млрд, подсчитали специалисты международной консалтинговой компании Booz & Co. Это второй показатель за все время измерений (с 2001 г.). Быстрее (на 10%) затраты на исследования и разработки (R&D) росли лишь в предкризисном 2007 году. Вот только никакой связи между размерами бюджета на НИОКР и результатами инновационной деятельности консультанты который год подряд не обнаруживают.

Консультанты Booz публикуют результаты ежегодного исследования крупнейших бюджетов на НИОКР в восьмой раз. По традиции каждый год составляются два списка: рейтинг 1000 глобальных корпораций, отранжированных по размеру бюджета на НИОКР, и более субъективный рэнкинг 10 самых инновационных компаний, который определяется в результате опроса 600 экспертов.

Такая структура исследования позволяет ответить на вопрос, какие отрасли требуют больших инвестиций в НИОКР, как эти инвестиции влияют на финансовые показатели компаний и отраслей, а также есть ли связь между размером бюджета на исследования и разработки и восприятием компании как инновационной.

За прошедший год структура затрат на R&D по отраслям в целом не изменилась: 28% общих затрат приходится на компании, производящие компьютеры и электронику, 21% – на здравоохранение, 16% – на автомобильную промышленность.

В первой двадцатке компаний с самыми большими бюджетами пять автомобильных, шесть компьютерных и восемь фармацевтических. Но если все до одной автомобильные компании нарастили бюджеты и переместились в рейтинге на более высокие места, то большинство фармацевтических – уступили свои позиции.

Почти 70% суммарного бюджета участников рейтинга приходится на Западную Европу и Северную Америку, подсчитали консультанты. Но самые большие темпы роста затрат на R&D в Индии и Китае: в 2011 г. крупнейшие индийские и китайские компании из первой тысячи потратили на исследования на 27,2% больше, чем годом ранее. В Северной Америке прирост составил 9,7%, в Европе – всего 5,4%, в Японии и того меньше – 2,4%. Индийских компаний в списке девять, китайских – 47, бразильских – семь. Единственный представитель России – «Газпром», который, по данным Booz, в прошлом году потратил на исследования и разработки $1,05 млрд, или 0,64% выручки. Для сравнения: китайские компании в среднем тратят 1,13% выручки, бразильские – 1,49%, индийские – 0,73%.

Это не мешает крупным российским компаниям оптимистично оценивать свои возможности по созданию и выводу на рынок новых продуктов, показал опрос 28 крупных российских компаний, проведенный осенью 2012 г. московским офисом Booz.

В России, если верить респондентам, 21% идей сотрудников становятся концепциями для новых продуктов или услуг. В мире так происходит лишь в 12% случаев. И если в мире в среднем работа над 23% концепций завершается выводом продукта на рынок, то в России и этот показатель значительно больше – 36%. Но вот с финансовыми результатами ситуация прямо противоположная. Лишь треть опрошенных российских компаний верят в то, что инновационная деятельность ведет к улучшению финансовых показателей. В мире эта доля – 44%.

Работа исследовательских подразделений крупных российских компаний мало изменилась с советских времен, отмечают в Booz. За инновации в России по традиции отвечают инженеры и технические специалисты, которые не очень интересуются рынком, утверждают консультанты.

Чтобы выправить ситуацию, крупным российским компаниям следует внимательнее относиться к мнению потребителей, а государству – стимулировать конкуренцию и обеспечивать равные правила игры для всех участников рынка, говорит Александр Жоров, принципал московского офиса Booz.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать