Гендиректор Kiira Motors намерен потеснить на африканском рынке иностранные автоконцерны

Его стартап через два года начнет выпуск целой линейки гибридных автомобилей
Пол Исаак Мусасизи надеется, что за рулем его машин будут сидеть тысячи угандийцев/ Jjumba Martin/ Street Journal

Гендиректор Kiira Motors Пол Исаак Мусасизи уверяет, что его завод в пригороде столицы Уганды в 2018 г. сможет производить 7000 седанов и 37-местных автобусов под названием EV Smack в год. «Мы преодолели уже немало препятствий», – гордо говорит 36-летний инженер, глядя на небесно-голубой прототип купе, стоящий во дворе завода.

Однако перед проектом осталось еще немало барьеров, включая нехватку в стране электроэнергии, дорог и финансирования. Но на примере проекта Мусасизи можно будет проверить, получается ли у африканского технологического стартапа побороть трудности, с которыми сталкивается любая попытка наладить производство в Африке. «В автопромышленности конкурентная среда – одна из самых жестких [среди всех отраслей], – рассуждает Мусасизи. – Нужно все время быть нацеленным на успех, бесстрашным и преданным делу».

Раньше Мусасизи преподавал инженерное дело в угандийском Университете Макерере. Идеей электромобиля он заболел 10 лет назад во время поездки в Массачусетский технологический институт. Название проекту, Kiira, дано в честь гидроэлектростанции на Ниле, которая с начала века снабжает электричеством в том числе и завод Мусасизи. Он надеется, что его машины будут продаваться дешевле $20 000 и зададут жару импортным автомобилям, которые поставляются в Уганду через порты Кении и Танзании.

Не один Мусасизи хочет потеснить иностранных автогигантов вроде Nissan и Toyota, заполонивших своей продукцией Африку. К примеру, в соседней с Угандой Кении Mobius Motors с декабря производит машины, специально спроектированные для суровых местных дорог. На другом берегу континента, в Нигерии, с января Innoson Vehicles Manufacturing выпускает бюджетные коммерческие автомобили как из иностранных, так и из местных комплектующих.

Руководитель экономических исследований тоголезской Ecobank Group Ангус Дауни называет такого рода проекты признаком пробуждения Африки. Но тут же едко замечает, что приоритет стоит отдавать тем сферам, где у континента есть конкурентные преимущества: сельское хозяйство и пищевая промышленность. «Автомобилестроение – это капиталоемкие проекты. И откуда брать инвестиции? – интересуется Дауни. – В первую очередь тут нужно вкладываться в инфраструктуру, школы, здравоохранение».

Проблемы, которые приходится решать Kiira, демонстрируют, с какими трудностями сталкиваются все промышленники в Африке. Прототип, созданный сначала Мусасизи, требуется подзаряжать каждые 80 миль (около 130 км). И это в Уганде, стране, испытывающей дефицит электроэнергии. Так что следующие прототипы превратились из электромобилей в гибридные, которые ездят и на газе, чтобы не зависеть от электрифицированности страны.

Цены на Kiira задирают вверх те же сборы, из-за которых импортные машины в Уганде стоят дороже, чем в большинстве африканских прибрежных государств. Шасси и кузов гибрида производятся из местных материалов – металла и стекловолокна. Но вся электронная начинка, от фар до батарей, импортируется, а следовательно, весьма дорога.

Мусасизи надеется, что спрос со стороны Kiira подстегнет местных производителей: «С помощью автомобильных технологий Уганда станет лучше». Сейчас его проект ищет $400 млн для строительства нового завода в 70 км от столицы Уганды Кампалы, который позволит начать серийное производство гибридов и автобусов.

На африканском континенте автомобильная промышленность давно развивается в большей степени в ЮАР. Но сейчас она испытывает большие трудности из-за частых отключений электроэнергии и забастовок. Ford Motor, например, планирует начать сборку пикапов в IV квартале не в ЮАР, а в Нигерии.

Kiira надеется преуспеть там, где остальные потерпели поражение. Компания получила $51 млн от государства, которое мечтает о промышленном рывке. А президент Уганды Йовери Кагута Мусевени, возглавляющий страну с 1986 г., намекнул инвесторам, что проект Мусасизи неплохо было бы поддержать.

Уганда стала производить автокомпоненты в 1960-х гг. Потом гражданская война и плохое государственное регулирование убили индустрию. Мусевени отчасти сумел восстановить экономику, но до сих пор одна из главных его проблем – создать рабочие места для 80% угандийской молодежи.

Проект Kiira Анджело Изама, аналитик угандийской Fanaka Kwa Wote, называет попыткой оставить после себя хорошее наследие.

Но иностранцы тоже видят в автостартапе перспективы. В июне Kiira подписала меморандум с индийской автокомпанией Ashok Leyland о совместном производстве пассажирских минивэнов. Ведутся переговоры как минимум с двумя китайскими инвесторами. Kiira наняла инженерную компанию из Мичигана RLE International для помощи в развитии бизнеса. «Шаг за шагом мы движемся вперед», – оптимистичен Мусасизи.

WSJ, 17.08.2015, Антон Осипов