Гендиректор Kiira Motors намерен потеснить на африканском рынке иностранные автоконцерны
Его стартап через два года начнет выпуск целой линейки гибридных автомобилейГендиректор Kiira Motors Пол Исаак Мусасизи уверяет, что его завод в пригороде столицы Уганды в 2018 г. сможет производить 7000 седанов и 37-местных автобусов под названием EV Smack в год. «Мы преодолели уже немало препятствий», – гордо говорит 36-летний инженер, глядя на небесно-голубой прототип купе, стоящий во дворе завода.
Однако перед проектом осталось еще немало барьеров, включая нехватку в стране электроэнергии, дорог и финансирования. Но на примере проекта Мусасизи можно будет проверить, получается ли у африканского технологического стартапа побороть трудности, с которыми сталкивается любая попытка наладить производство в Африке. «В автопромышленности конкурентная среда – одна из самых жестких [среди всех отраслей], – рассуждает Мусасизи. – Нужно все время быть нацеленным на успех, бесстрашным и преданным делу».
Раньше Мусасизи преподавал инженерное дело в угандийском Университете Макерере. Идеей электромобиля он заболел 10 лет назад во время поездки в Массачусетский технологический институт. Название проекту, Kiira, дано в честь гидроэлектростанции на Ниле, которая с начала века снабжает электричеством в том числе и завод Мусасизи. Он надеется, что его машины будут продаваться дешевле $20 000 и зададут жару импортным автомобилям, которые поставляются в Уганду через порты Кении и Танзании.
Не один Мусасизи хочет потеснить иностранных автогигантов вроде Nissan и Toyota, заполонивших своей продукцией Африку. К примеру, в соседней с Угандой Кении Mobius Motors с декабря производит машины, специально спроектированные для суровых местных дорог. На другом берегу континента, в Нигерии, с января Innoson Vehicles Manufacturing выпускает бюджетные коммерческие автомобили как из иностранных, так и из местных комплектующих.
Руководитель экономических исследований тоголезской Ecobank Group Ангус Дауни называет такого рода проекты признаком пробуждения Африки. Но тут же едко замечает, что приоритет стоит отдавать тем сферам, где у континента есть конкурентные преимущества: сельское хозяйство и пищевая промышленность. «Автомобилестроение – это капиталоемкие проекты. И откуда брать инвестиции? – интересуется Дауни. – В первую очередь тут нужно вкладываться в инфраструктуру, школы, здравоохранение».
Проблемы, которые приходится решать Kiira, демонстрируют, с какими трудностями сталкиваются все промышленники в Африке. Прототип, созданный сначала Мусасизи, требуется подзаряжать каждые 80 миль (около 130 км). И это в Уганде, стране, испытывающей дефицит электроэнергии. Так что следующие прототипы превратились из электромобилей в гибридные, которые ездят и на газе, чтобы не зависеть от электрифицированности страны.
Цены на Kiira задирают вверх те же сборы, из-за которых импортные машины в Уганде стоят дороже, чем в большинстве африканских прибрежных государств. Шасси и кузов гибрида производятся из местных материалов – металла и стекловолокна. Но вся электронная начинка, от фар до батарей, импортируется, а следовательно, весьма дорога.
Мусасизи надеется, что спрос со стороны Kiira подстегнет местных производителей: «С помощью автомобильных технологий Уганда станет лучше». Сейчас его проект ищет $400 млн для строительства нового завода в 70 км от столицы Уганды Кампалы, который позволит начать серийное производство гибридов и автобусов.
На африканском континенте автомобильная промышленность давно развивается в большей степени в ЮАР. Но сейчас она испытывает большие трудности из-за частых отключений электроэнергии и забастовок. Ford Motor, например, планирует начать сборку пикапов в IV квартале не в ЮАР, а в Нигерии.
Kiira надеется преуспеть там, где остальные потерпели поражение. Компания получила $51 млн от государства, которое мечтает о промышленном рывке. А президент Уганды Йовери Кагута Мусевени, возглавляющий страну с 1986 г., намекнул инвесторам, что проект Мусасизи неплохо было бы поддержать.
Уганда стала производить автокомпоненты в 1960-х гг. Потом гражданская война и плохое государственное регулирование убили индустрию. Мусевени отчасти сумел восстановить экономику, но до сих пор одна из главных его проблем – создать рабочие места для 80% угандийской молодежи.
Проект Kiira Анджело Изама, аналитик угандийской Fanaka Kwa Wote, называет попыткой оставить после себя хорошее наследие.
Но иностранцы тоже видят в автостартапе перспективы. В июне Kiira подписала меморандум с индийской автокомпанией Ashok Leyland о совместном производстве пассажирских минивэнов. Ведутся переговоры как минимум с двумя китайскими инвесторами. Kiira наняла инженерную компанию из Мичигана RLE International для помощи в развитии бизнеса. «Шаг за шагом мы движемся вперед», – оптимистичен Мусасизи.
WSJ, 17.08.2015, Антон Осипов