Как малому бизнесу спасти мир и при этом получить прибыль

В Великобритании начался бум социального предпринимательства
Амбициозная молодежь обычно мечтает либо основать свой бизнес, либо спасти мир/ Д. Новожилов/ Ведомости

Около 10 лет назад Бекки Джон решила: хватит работать коммерческим директором Университета Саутгемптона, пришло время улучшить свою жизнь, да и окружающий мир. И она основала Who Made Your Pants? (WMYP) – женский кооператив по ручному производству нижнего белья. У стартапа было две цели. Первая – защита окружающей среды, ведь компания использовала обрезки фабричной ткани, слишком мелкие, чтобы крупные производители пускали их в оборот. Вторая – помощь женщинам с трудоустройством и образованием.

«Предприниматели и топ-менеджеры должны думать не только о финансовых показателях, таких как прибыли или убытки, но и о социальных и экологических аспектах результатов деятельности компании, и добавочная стоимость, которую создает ваш бизнес, крайне важна», – убеждает Джон.

WMYP был основан на грант (более 250 000 фунтов), выданный на срок до шести лет проектом Co-operative Enterprise Hub. Но сейчас компания уже перестала пользоваться грантом. Приняв участие в программе социального предпринимательства Lloyds Bank и Bank of Scotland, Джон получила дополнительное финансирование – премию «Социальный предприниматель года».

Но Джон не хочет говорить о своем бизнесе как о вставшем на ноги. Ведь он пока развивается на заемные средства – год назад было привлечено 110 000 фунтов на пять лет. «Я настаиваю, что мы должны быть самостоятельны», – продолжает Джон. Она ожидает, что бизнес перейдет на полную самоокупаемость с 2018 г.

Почти половине социальных предприятий менее пяти лет с момента основания. Циники могут заметить, что такая молодость объясняется большим количеством провалов. Но Social Enterprise UK утверждает, что дело скорее во все увеличивающемся количестве стартапов. «Сектор не просто растет – это какой-то взрыв, – говорит Родни Шварц, гендиректор Clearly So, которая помогает начинающим предпринимателям привлекать финансирование со стороны социальных инвесторов. – Инвесторы проявляют все больший интерес».

Бум в Великобритании

70000 компаний социальной направленности насчитывается в Великобритании, по данным секретариата кабинета министров. В этих компаниях занят 1 млн сотрудников. Социальное предпринимательство в последние годы бурно развивается в Великобритании. Его вклад в ВВП – около 24 млрд фунтов. И этот показатель все время растет

Правда, многим новым социальным бизнесам не светит стать прибыльными как минимум в обозримой перспективе. Но все равно сектор растет куда динамичнее, нежели традиционные мелкие и средние компании. За прошедшие 12 месяцев количество социальных предприятий, предлагающих новый продукт или услугу, в Великобритании выросло на 59%, а малых и средних компаний стало больше на 38%, гласят данные Social Enterprise UK. При этом новые рабочие места созданы в 41% социальных предприятий и только в 22% обычных малых и средних компаний. Первый бизнес куда чаще, чем второй, возглавляется женщинами и дает работу прекрасному полу, этническим меньшинствам из Азии и чернокожему населению, а также инвалидам.

Недавно правительство объявило о налоговых стимулах для социальных инвесторов, но бум социального бизнеса связан отнюдь не с этим, уверяет Шварц. Из всех мер государства решающей стало учреждение в 2012 г. Big Society Capital. Этот банк с капиталом в 600 млн фунтов специализируется на проектах социальной направленности. Деньги он получил от крупнейших банков страны, большую часть – со «спящих» счетов. То есть тех, которые вкладчики не используют более 15 лет.

Но и это не единственная причина расцвета социального предпринимательства: «Госсектор настолько неповоротлив, что люди ищут способы предоставлять услуги в обход него. Благотворительность тоже находится под давлением, так что люди ищут новые бизнес-модели», – говорит Шварц.

По словам Шварца, только государственная система здравоохранения породила 74 организации, выручка которых – более 1% оборота сектора. Эти социальные предприятия действуют по иной модели, нежели Who Made Your Pants? Последняя компания устроена так же, как коммерческие фирмы, ориентированные на конечного потребителя, хотя ее цели гораздо шире, нежели зарабатывание денег. А вот новые компании продают свои услуги государству. Как правило, по фиксированной стоимости, хотя порой их оплата привязана к результатам работы. При этом они постоянно ищут пути, как продавать свои услуги кому-то еще кроме государства, чтобы получить новые источники поступления средств. «Прибыль от продажи своих товаров куда лучше, чем поступления в виде грантов. С этими деньгами по-разному можно обходиться», – согласна с ними Джон. Для компаний, которые подменяют госструктуры и государственную благотворительность, главная задача – суметь перейти от простого управления бизнесом к предоставлению таких услуг, которые нужны населению и конкурентоспособны.

Будет ли тренд набирать обороты или пойдет на спад? «Не думаю, что это сиюминутное, – рассуждает Шварц. – Мы всего лишь поднялись на крыльцо и стоим на пороге». Джон еще оптимистичнее: «Мое воображение говорит мне, что любой бизнес может быть социально значим, а не только нацелен на извлечение прибыли. Так что не нужно выделять такие компании, называя их социальными предприятиями, скорее они должны стать обыденностью».

FT, 4.10.2015, Антон Осипов