Как воюют друг с другом производители бритвенных лезвий

Конкуренция этих компаний часто принимает необычные и забавные формы
Линейка бритв Harry’s уменьшила стоимость бритья вдвое или даже больше

В 2006 г. меня угораздило зайти в американский магазин как раз в тот день, когда Gillette презентовала свою первую бритву с пятью лезвиями – Fusion. Я купил одну. Бритва понравилась, и я написал статью для читателей в Великобритании, куда новинка пока еще не добралась, про забавную конкурентную войну производителей бритв.

Но даже инноваторам вроде Harry’s нужно быть готовыми, что индустрия бритья продвинется еще на волосок. В Великобритании можно купить бритву уже с семью (я не шучу) лезвиями от корейского производителя Dorco. А наиболее угрожающим – и, может статься, это отнюдь не призрачная угроза – выглядит проект Skarp, который задумали в Калифорнии. У него вообще нет лезвий. Он режет волосы лазером. Выглядит так, будто его украли из НЛО у гуманоида с повышенной волосатостью. Не уверен, что найду в себе силы протестировать версию прибора для землян.

Идея запихнуть в один станок пять лезвий была скептически воспринята профессиональными брадобреями. Например, она совершенно не вдохновила Роджера Гэмби, управляющего директора английской ассоциации исследования ножевых изделий и сходных товаров CATRA (Cutlery and Allied Trades Research Association). Меня в Fusion раздражала его стоимость, а также неприкрытое стремление Gillette с помощью разных уловок представить бритву суперинновацией, а также дизайн – она напоминала пластиковую детскую игрушку. Так что я заменил Gillette пятилезвенной бритвой Hydro 5 от Schick с менее замысловатым дизайном и подешевле. Но и здесь я увидел ту же непонятную модель ценообразования, столь любимую сотовыми операторами. Вдобавок продавцы запирали витрины с лезвиями из-за частых краж и открывали их крайне неохотно.

Молодой американец Энди Кац-Мейфилд превратил собственное недовольство в бизнес-возможность. На помощь он позвал университетского приятеля Джеффа Рейдера, который создал марку очков Warby Parker, оцениваемую в $1,2 млрд. Идеи Рейдера заключаются в том, что он берет продукт, создает его конкурентоспособную версию – порой даже лучшего качества, более стильную и удобную. А потом продает ее не в пример дешевле, чем лидер рынка. Раскрутка идет через социальные медиа. Два года назад эти два острых ума запустили Harry’s – линейку бритв, которые уменьшили стоимость бритья вдвое или даже больше. Они спроектировали пятилезвенный станок, купили действующий завод в Германии и стали продавать онлайн только в Северной Америке. У Harry’s теперь миллионы клиентов-мужчин.

Давняя история

Конкурентная война между производителями бритв началась в 1971 г., когда Gillette выпустила Trac II с двумя лезвиями. Затем появился Mach3. В 2003 г. конкурент Gillette компания Schick нанесла ответный удар с четырехлезвенным Quattro.

Есть немало похожих проектов-конкурентов, которые кажутся микроскопическими на фоне влияния Gillette, ее продукцией пользуются 70% из 1,3 млрд бреющихся мужчин мира. В Калифорнии основан Dollar Shave Club, нацеленный на любителей дешевизны, с отличными маркетинговыми роликами, набирающими в YouTube более 21 млн просмотров, и возможностью купить «представительский пакет» из картриджей с шестью лезвиями. В Великобритании работает Cornerstone, стартап, явно вдохновленный примером Harry’s, а в Австралии – очень похожий Oscar.

Из всех них наиболее привлекательным мне показался Harry’s с его идеей сделать премиум-продукт в дешевой категории. «Парни не просто так ворчат по поводу цен на лезвия, – объяснил Рейдер. – Они довольно щедры. Но в курсе, что большие бренды беззастенчиво дерут с них три шкуры, и парням это не нравится». Harry’s не собирается ради упрощения производства ограничиваться одним дизайном, клянется он. Станок станет лучше: «Но цену мы не поднимем. Вот все, что я могу сказать об инновациях».

FT, 16.12.2015, Антон Осипов