Российские компании в 2022 году стали чаще нанимать специалистов без опыта работы

Таким образом они стремятся воспитать сотрудников под свои запросы, говорится в исследовании Ancor и РСВ
Все больше работодателей рассматривают возможность набора на стажерские позиции, лидерские программы или готовы выступить в качестве ментора для действующего студента/ Freepik

Компании стали охотнее нанимать молодых специалистов без опыта работы, говорится в совместном исследовании стаффинговой группы компаний Ancor и АНО «Россия – страна возможностей». В опросе приняли участие 1737 представителей компаний, «Ведомости» ознакомились с его результатами.

В исследовании говорится, что 77% опрошенных представителей бизнеса привлекали в 2022 г. на работу молодых специалистов без опыта. Среди компаний, которые ранее не делали этого, 96% хотели бы нанимать таких специалистов в будущем.

Реже других брали соискателей без практических навыков компании из сфер здравоохранения (40%), недвижимости и строительства (38%).

Авторы исследования отмечают, что возможность «вырастить специалиста под свой запрос» – это самая популярная причина для привлечения талантливых молодых людей, так ответили 92% опрошенных. Повысить узнаваемость своего HR-бренда среди молодежи через привлечение вчерашних выпускников рассчитывают 39%.

Еще 30% хотят передать таким сотрудникам рутинную работу, 29% видят среди плюсов экономию бюджета, 19% объясняют выбор в пользу молодежи нехваткой специалистов, также 19% видят возможность по-новому оценить устоявшиеся процессы. А 11% говорят о том, что привлекают стажеров из-за корпоративной политики.

При этом в исследовании отмечается, что все меньше работодателей инвестируют в стажерские программы: в 2021 г. их организовали 82% опрошенных, в 2022 г. – 76%, в 2023 г. – только 62%. Среди организаций, которые планируют привлекать стажеров в текущем году, 42% увеличили количество позиций в рамках данных программ, 38% не изменили число вакансий, 12% уменьшили масштабы работы, для 8% это был новый опыт, которого не было в прошлом году.

Говоря о причинах отсутствия стажерских программ, 46% респондентов отметили, что не запускали их ранее и не планируют в ближайшее время. 33% сказали о трудностях привлечения стажеров, 21% упомянул об ограничениях бюджета, 18% отложили привлечение стажеров на более поздний срок. 15% сослались на геополитические события.

На сегодня РАНХиГС имеет более 1300 соглашений с организациями-партнерами – среди них «Сбер», Дом.РФ, ВТБ, «Почта России», рассказал «Ведомостям» и. о. ректора вуза, директор платформы «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров. По его словам, отраслевые компании выступают в образовательном процессе не только организаторами практик и стажировок, а еще дают экспертизу при разработке и запуске новых программ и обновлении существующих. «Академия продолжит расширять партнерскую сеть, чтобы наши студенты имели возможность проявить себя и определиться с карьерной траекторией», – добавил он.

VK активно развивает образовательные и карьерные проекты для молодежи, делая ставку на подготовку молодых специалистов по IT- и digital-направлениям, рассказала «Ведомостям» директор по образовательным проектам и связям с вузами компании Анна Степанова. По ее словам, компания сотрудничает с ведущими вузами страны и запускает бесплатные образовательные курсы, проводит наборы на практику и стажировку: в 2022 г. было получено свыше 10 000 заявок на стажерскую программу VK и более 70% участников продолжили работать в компании.

Во время просмотра кандидатов на вакансии VK обращает внимание на навыки, которыми владеет кандидат, широту его кругозора и готовность обучаться и развиваться. «У нас молодые специалисты на 90% – это ребята еще без высшего образования, но прошедшие обучение от экспертов – сотрудников VK в одном из наших образовательных проектов. За последний год к нам на работу вышли более 500 таких молодых специалистов, а 67% из них выросли до уровня middle в течение года», – отмечает Степанова.

Наем молодых специалистов без опыта – естественный шаг для большинства IT-компаний, особенно для сферы системного программирования, где рынок кадров сильно ограничен, пояснила директор по персоналу Postgres Professional Ксения Замуховская. По ее словам, если раньше предпочтение отдавалось кандидатам с опытом работы, то в этом году компания перезапустила целенаправленный наем стажеров прямо со студенческой скамьи. «Наем молодого специалиста, а тем более студента сопряжен с рядом компромиссов: мы готовы к тому, что студенты, приходя к нам, первое время работают порядка 20 часов в неделю. Зато это позволяет им легче адаптироваться, погрузиться в процесс, а уже через год перейти на полную занятость», – отмечает Замуховская.

Директор по персоналу компании – разработчика ПО «Мойофис» Александра Мин пояснила, что при найме на работу предпочтение отдается разработчикам уровня middle и senior. Это объясняется тем, что компания разрабатывает сложные продукты с большим количеством взаимосвязей. «Разумеется, мы отмечаем необходимость развития молодых специалистов в индустрии и в рамках нашей стратегии в том числе прорабатываем проекты, связанные с обучением junior-специалистов», – отметила она. Первый опыт проведения стажерской программы состоялся у компании в 2022 г.: после ее окончания оферы получили 50% студентов, заключила Мин.

Директор компании «Киберпротект» Елена Бочерова отмечает, что наем молодых специалистов из числа студентов – это «игра вдолгую». Когда ведущие компании «перехантят» большинство имеющихся на рынке специалистов, потребность в увеличении кадров, необходимых для цифровизации страны, не отпадет. «Наша позиция заключается в следующем: кто будет обучать кадры заранее, до найма на работу, – кадрами будет обеспечен надолго», – подчеркивает Бочерова. При этом она считает, что бизнес в данный момент не видит в науке огромный объем неиспользованного ресурса, поэтому стажировкам с участием студентов уделяется не так много внимания .

Интерес крупных IT-компаний к образованию студентов стабильно высокий: отрасль растет, а потребность в квалифицированных кадрах не снижается, рассказал «Ведомостям» директор Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Андрей Райгородский. По его словам, сейчас компании готовы участвовать в образовательных программах, открывать новые базовые кафедры и обучать студентов на реальных кейсах. В вузе реализуется программа «бизнес-информатика» совместно с компанией 1С, где студенты также проходят стажировки, а X5 Group открыла в МФТИ кафедру промышленного анализа данных в ритейле и запустила магистерскую программу.

Директор Центра развития карьеры РЭУ им. Г. В. Плеханова Александра Кузнецова, в свою очередь, добавила, что студенты участвуют и успешно проходят отбор в рамках стажерских программ, в том числе Sberseasons от «Сбера», Young & Yandex от «Яндекса», стажировок от правительства Москвы, Boost от Дом.РФ, «ВТБ-юниор» от банка ВТБ.

Представитель пресс-службы ВШЭ сообщил, что вуз не заметил падения спроса на молодых специалистов, наоборот: можно отметить рост потребности компаний в студентах. Все больше работодателей рассматривают возможность набора на стажерские позиции, лидерские программы или готовы выступить в качестве ментора для действующего студента.

Представитель пресс-службы «Р-фарма» пояснил «Ведомостям», что компания больше сфокусирована на программах профориентации и профессиональной подготовки для дальнейшего трудоустройства.