VK создает новый билетный сервис и планирует встроить его во «ВКонтакте»

Потенциально новым билетным агрегатором может пользоваться до трети аудитории соцсети
Евгений Разумный и Максим Стулов / Ведомости

VK планирует выйти на рынок билетных агрегаторов и встроить новый сервис в свою социальную сеть «В контакте». Компания разместила на рекрутинговом сервисе hh.ru вакансию руководителя направления по работе с контентом и директора по маркетингу в новый проект, связанный с индустрией развлечений. Источник «Ведомостей», знакомый с планами VK, подтвердил, что сейчас компания работает над созданием билетной инфраструктуры и необходимых технологических сервисов. Представитель VK воздержался от комментариев.

«Мы создаем сервис, который будет встроен в наши социальные сети и поможет пользователям посещать самые интересные события и мероприятия в стране», – говорится в описании вакансий VK. В списке задач и требований к кандидатам указаны «коммуникация с целевой аудиторией, культурными институциями и организаторами мероприятий», «знание и понимание сферы искусства: театров, музеев», а также опыт реализации проектов в этой области.

Учитывая текущий акцент соцсети на культурном и развлекательном контенте и имеющиеся у компании концертные площадки VK Stadium и VK Gipsy, создание полноценного билетного оператора станет логичным решением, отмечают два собеседника «Ведомостей». Один источник, знакомый с планами VK, уточнил, что VK также рассматривает вариант с покупкой имеющихся на рынке активов.

В 2022 г. VK вела переговоры с «Кассир.ру» о покупке билетной платформы Radario, напомнил источник, близкий к VK. «Кассир.ру» приобрел 60% разработчика платформы в 2021 г. Но 21 июля «Коммерсантъ» сообщил о том, что Альфа-банк планирует получить блокпакет в «Кассире» за 1 млрд руб. Если банк получит контроль в компании, то сделка по продаже Radario VK станет маловероятной, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

В 2019 г. Radario на базе VK Mini Apps разрабатывала мини-приложение Tickets для покупки билетов на музыкальные концерты внутри соцсети, следует из одного из постов службы поддержки компании. Сейчас в каталоге интегрированных во «В контакте» сервисов его нет, убедился корреспондент «Ведомостей». В какой момент и по какой причине сервис перестал функционировать, представитель VK не уточнил. «Ведомости» направили запрос в Radario.

В конце июня Минкульт и Минцифры выступили с предложением сделать VK единым билетным оператором молодежной госпрограммы «Пушкинская карта», писал «Коммерсантъ». Это означает, что к нему должны будут подключиться все участвующие в программе организации культуры и другие билетные операторы. «Пушкинская карта» – это госпрограмма для россиян 14–22 лет, запущенная в августе 2021 г. Со специальной банковской карты, на которую государство зачисляет 5000 руб., участники программы могут оплатить билеты в музеи, театры, на выставки и концерты.

В 2022 г. рынок афишных зрелищных мероприятий составил около 202 млрд руб., из которых на коммерческую деятельность (продажа билетов, внебюджетное финансирование) пришлось около 70 млрд руб., а бюджетное финансирование составило около 132 млрд руб., следует из данных информагентства в сфере культуры и развлечений InterMedia.

VK может продавать билеты не только на большие события, это также могут быть слоты на соревнования, места в кинозалы на открытом воздухе, экскурсии по экотропам и проч., рассуждает директор по развитию компании – разработчика ПО «Формат кода» Александр Жуков. «С одной стороны, решается проблема развития культурной жизни за счет предоставления организаторам мощной рекламной площадки, а с другой – охватывается и коммерциализируется множество небольших событий, где традиционно было сложно организовать промокампании», – сказал он.

«В контакте» – крупнейшая российская соцсеть с многомиллионной лояльной аудиторией, так что у нового оператора есть все шансы занять свою нишу на рынке, считает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов. Поэтому запуск продажи билетов внутри собственной системы, по его словам, – логичный ход. В конце 2022 г. ежемесячная российская аудитория «В контакте» составила 79,5 млн, говорилось в годовом отчете VK.

Популярность билетного агрегатора VK будет зависеть от простоты реализованного механизма покупки билета, ценовых характеристик и разнообразия самих мероприятий, которые будет предлагать площадка, рассуждает Кусков. По его словам, при имеющейся конкуренции на первых этапах доля нового сервиса на рынке будет небольшой. Кроме того, пока непонятно, как будет выстроена работа площадки с регионами, заметил Кусков: «Одно дело – запустить Москву и Санкт-Петербург, это непроблемно, а другое – подключить 150 городов». По его словам, потенциально билетным сервисом VK может пользоваться до трети аудитории «В контакте».

Директор по продукту KudaGo Илья Кокоуров считает, что продукт VK сможет соперничать с остальными крупными билетными операторами. «Но, вспоминая остальные инициативы VK, появляется вопрос: зачем? – продолжил он. – Зачем уходить в иную высококонкурентную отрасль – будь то рынок билетных операторов или блокчейн, – вместо того чтобы продолжать заботиться об удобстве платформы и владельцев сообществ?»

По мнению Кускова, с учетом того, что у компании нет опыта в сфере продажи билетов, было бы эффективнее приобрести готовое решение. Жуков, напротив, считает, что покупка внешнего игрока не кажется осмысленной и логичнее было бы развить сервис с нуля на базе собственной платформы и аудитории, используя доступные рекламные механики и массу данных для таргетирования. По его словам, VK имеет смысл развивать только контентную часть проектов, потому что это «сильное место» сервиса.

В числе основных конкурентов VK на этом рынке опрошенные «Ведомостями» эксперты также назвали сервисы «Яндекс Афиша» и «МТС Live».

Самое ценное на рынке – наличие инвентаря (доступных к продаже билетов на мероприятия) и ключевая задача, которая будет стоять перед VK, – это собрать его у организаторов и партнеров, считает гендиректор «МТС энтертейнмент» (объединяет в числе прочего билетные сервисы «МТС Live» и Ticketland, приложение «МТС Live App») Михаил Минин.

В «Яндекс Афише» на момент публикации не ответили на запрос «Ведомостей».