$50 млн из $1 млрд


Жертвы печально известных финансовых пирамид в Албании вряд ли могут рассчитывать вернуть хоть часть своих денег. Компания PricewaterhouseCoopers, нанятая правительством Албании для розыска около $1 млрд, который предприниматели эпохи первоначального накопления капитала смогли вытянуть из своих сограждан, нашла менее десятой части суммы. Но и их Албания не получит обратно.

PwC сумела обнаружить $50 - 100 млн на счетах банков, расположенных в основном в Греции, Турции, Венгрии, Македонии, Германии, Великобритании и США. Но ни с одной из этих стран Албания не заключала двусторонних договоров, которые позволили бы вернуть деньги в страну. Деятельность 17 пирамид в докладе PwC называется "откровенным мошенничеством". Они обещали албанцам 8% в месяц, и многие граждане страны, только что избавившейся от одного из самых закрытых режимов, не могли противостоять искушению. По данным МВФ, в разгар своей деятельности пирамиды смогли привлечь средства, равные половине национального ВВП. Крах пирамид в начале 1997 г. породил волну народного гнева, которая вылилась в массовые акции протеста. В беспорядках погибло более 2000 человек.

Крупнейшей из пирамид была Vefa, которая, по мнению специалистов, поддерживала тесные связи с тогдашним правительством. PwC удалось установить, что $9,5 млн средств, привлеченных этой компанией, переместились на счета ее руководителя Веби Альмукаджа. Еще $141 млн были выплачены сотрудникам и ряду других лиц, связанных с ее деятельностью.

Албанцы, многие из которых потеряли все свои сбережения, отдав их в Vefa или другие подобные компании, не хотят верить, что деньги практически невозможно вернуть, и ждут дальнейшего расследования. Правительство Албании, возглавляемое Илиром Метой, хотя и хотело бы вернуть деньги, старается приглушить резонанс, связанный с этим делом, поскольку надеется привлечь западных инвесторов. Однако албанским предпринимателям и чиновникам трудно избавиться от желания повторить финансовый успех руководителей пирамид. По словам одного западного инвестора, в переговорах речь часто заходит о схемах, напоминающих пирамиды. (FT)