Он обвалил Таиланд


БАНГКОК - Правительство Таиланда обратилось к британским властям с просьбой об экстрадиции человека, деятельность которого, как считают в Таиланде, стала одной из причин финансового кризиса, разразившегося в 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии.

Тайские власти хотят, чтобы Пин Чаккафак, бывший президент крупнейшего финансового института страны Finance One, обвиняемый в фальсификации бухгалтерской отчетности и краже 2,1 млрд батов ($48,39 млн), предстал перед судом в Бангкоке. По утверждениям следственных органов, Пин присвоил себе эти деньги, выводя их из Finance One через две дочерние компании. По этому делу проходят также два других директора Finance One.

До 1997 г. история Пина могла служить образцом успешной предпринимательской деятельности - во многом благодаря таким бизнесменам сформировался экономический феномен "азиатских тигров". Получив степень MBA и проработав в Citibank, он построил финансовую империю, работавшую с огромным объемом заемного капитала. Спектр деятельности Finance One, стоимость которой превышала $3,8 млрд, был чрезвычайно широк - от сдачи товаров в наем с возможностью их последующей покупки до торговли недвижимостью. Пин был избран президентом национальной Ассоциации финансовых компаний.

Finance One стала первой тайской компанией, выпустившей еврооблигации, открыв доступ на этот рынок компаниям страны. В результате Таиланд стал второй страной в регионе по объему эмиссии корпоративных еврооблигаций.

Но в 1996 г., когда процентные ставки в Таиланде поползли вверх, а экономический рост замедлился, Finance One начала испытывать финансовые трудности. Чтобы успокоить тайских и иностранных инвесторов, Центральный банк пообещал оказать компании поддержку. В июне 1997 г. правительство вынуждено было признать плачевное состояние государственных финансов. Валютные резервы Центробанка значительно сократились не в последнюю очередь из-за выделения средств на поддержку таких финансовых институтов, как Finance One. 2 июля правительство отказалось от привязки бата к доллару и ввело плавающий курс валюты (впоследствии этот день назовут началом азиатского финансового кризиса). Finance One, которую Центробанк уже не мог поддерживать, в июле объявила о банкротстве. Крах ведущего финансового института в корне изменил отношение иностранных инвесторов к Таиланду и к развивающимся странам региона в целом. В течение нескольких месяцев кризис охватил Юго-Восточную Азию.

После банкротства Finance One Пин покинул страну и жил в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге. Он категорически отрицает все обвинения тайских властей, утверждая, что они лишь ищут козла отпущения за разразившийся кризис. Он заявляет, что при осуществлении денежных переводов, о которых идет речь, имели место лишь мелкие нарушения из-за несовершенства системы госконтроля за пролонгацией кредитов. По словам Пина, Центральному банку было известно о подобных нарушениях Finance One и он еще до кризиса 1997 г. налагал на компанию мелкие штрафы в 20 000 батов ($460), не рассматривая эти нарушения как уголовные преступления. (FT, 13. 12. 2000)