Merrill Lynch извинилась


Генеральный директор Merrill Lynch Дэвид Комански принес публичные извинения за возможные ошибки подразделения своего банка, занимающегося анализом фондового рынка. Этот довольно необычный шаг говорит о серьезности ситуации, складывающейся вокруг крупнейшей брокерской компании США: конфликт интересов между ее аналитическим и инвестиционным подразделениями стал предметом расследования.

Расследование, которое ведет генеральный прокурор штата Нью-Йорк Элиот Спитцер, еще не закончено, но оно уже нанесло удар по репутации Merrill Lynch. Банк сейчас пытается достичь внесудебного соглашения по делу, однако Спитцер не исключает, что Merrill Lynch будет предъявлено уголовное обвинение и банку придется уплатить крупный штраф. Прокурор считает, что аналитики Merrill Lynch давали незаслуженно хорошие рекомендации по акциям компаний - клиентов инвестбанковского подразделения Merrill Lynch: например, тех, кому Merrill Lynch помогала организовывать слияние или размещать ценные бумаги. Таким образом аналитики, которые по правилам должны быть отделены "китайской стеной" от подразделения инвестиционных банковских услуг, помогали последнему привлекать и удерживать богатых клиентов в ущерб интересам клиентов брокерского подразделения.

В качестве одного из доказательств предвзятости оценок аналитиков Merrill Lynch Спитцер две недели назад опубликовал тексты их электронных писем, в которых они, мягко говоря, нелестно отзывались о тех компаниях, акции которых они же рекомендовали своим клиентам покупать. Merrill Lynch отрицает какие-либо нарушения со своей стороны и утверждает, что тексты этих писем вырваны из контекста, однако на ежегодном собрании акционеров компании Комански назвал эти послания "огорчительным и печальным" фактом.

Комански извинился за недостатки в работе Merrill Lynch. "Наша деятельность не соответствовала высоким стандартам, установленным в компании, и я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы публично извиниться перед нашими клиентами, акционерами и сотрудниками", - сказал он.

Прокурор одобрил выступление Комански, но считает, что этого недостаточно для заключения соглашения по делу. Идя на уступки регулирующим органам, Merrill Lynch пообещала раскрывать больше информации о деятельности аналитического подразделения и деловых связях Merrill Lynch с компаниями, деятельность которых оценивают ее аналитики. Кроме того, Комански пообещал ужесточить внутренние правила и контроль за их исполнением. Однако Спитцер требует, чтобы компания признала свою вину и создала компенсационный фонд для выплаты средств обманутым инвесторам.

Американские директора (в отличие, например, от японских) избегают публичных покаяний, поскольку признание ошибок может открыть дорогу искам против компании. В данном случае, по мнению юристов, заявление Комански было адекватным, поскольку извинялся он не за нарушение закона или за потери инвесторов в результате деятельности компании, а за то, что некоторые ее действия не отвечали внутренним стандартам Merrill Lynch. "Это [публичные извинения] случается нечасто, однако Merrill работает в бизнесе, основанном на доверии, и если это доверие пропадет, у нее будут проблемы", - говорит Чарльз Элсон, директор Центра проблем корпоративного управления при Университете штата Делавэр.

К расследованию в отношении Merrill Lynch подключились Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и другие регулирующие органы. (FT, WSJ, 26 - 27. 04. 2002)