Смена тактики


Под давлением налоговых органов США, Конгресса и даже собственных клиентов аудиторские фирмы, предлагающие схемы по снижению налогообложения, начали сворачивать наиболее агрессивные программы. Слово "агрессивные" имеет в данном случае прямое отношение к налоговым схемам, которые ведущие аудиторские фирмы в последние годы активно предлагали как корпоративным, так и индивидуальным клиентам. Группа, которая в Deloitte & Touche занималась разработкой сложных схем по снижению налогообложения компаний, неофициально называлась "Хищник". Однако сегодня, когда Налоговое управление (IRS) вплотную подобралось к аудиторам, требуя от них перестать скрывать от бюджета миллиарды долларов, ассоциации с боевиком, где Арнольд Шварценеггер воевал с инопланетным монстром, не идут на пользу. Поэтому группа получила более безопасное, хотя и гораздо менее захватывающее имя: "Всеобъемлющие налоговые решения". KPMG предприняла аналогичный шаг. В конце 2002 г. она расформировала несколько групп, активно продвигавших схемы для компаний и их руководителей; некоторые из этих групп носили названия шекспировских пьес - "Отелло" и "Буря". Несмотря на давление налоговиков, фирмы не собираются отказываться от прибыльного бизнеса, они лишь меняют стратегию и тактику. Ресурсов IRS хватает только на то, чтобы проверять 1% налогоплательщиков. Даже при увеличении финансирования, предусмотренного бюджетом на следующий финансовый год, эта цифра не вырастет больше чем до 2%. Сегодня фирмы сворачивают программы, предусматривающие продажу одной схемы сотням и даже тысячам клиентов. IRS пытается прикрыть подобные схемы, требуя от фирм предоставлять списки клиентов, которые пользуются ими. (В прошлом году IRS выявила схему - анонимный счет в офшорном банке с доступом к нему через кредитную или дебетовую карту, - которой могли пользоваться около миллиона человек.) Некоторые фирмы начинают предлагать налоговые услуги не только богатым людям, но и представителям среднего класса. По мнению налоговых экспертов, спрос на схемы по сокрытию доходов резко возрастет, когда начнется восстановление на фондовом рынке. Сегодня же большую популярность набирают разработанные под конкретного клиента схемы по защите доходов, полученных в хедж-фондах, которые за счет рискованных стратегий могут зарабатывать деньги и на падающем рынке. Офшорные страховые компании берут деньги клиента в качестве страховой премии и перечисляют их в выбранный клиентом хедж-фонд. Доход от инвестиций выплачивается в виде страхового возмещения, с которого не надо платить налоги. На пике рынка крупные аудиторские фирмы зарабатывали в год по $100 млн и более за организацию схем по сокрытию доходов. Однако с падением курсов акций упали и доходы от этого вида услуг. В некоторых случаях доходы от работы с богатыми индивидуальными клиентами сократились за последние несколько лет на 75%. Использование топ-менеджерами внешнего аудитора компании для помощи в проведении их личной налоговой политики подняло этические вопросы. Недавно телекоммуникационная компания Sprint попросила гендиректора и президента покинуть свои посты из-за скандала, связанного с использованием схемы Ernst & Young. Создателям налоговых схем грозит и судебное преследование. Юридическая фирма Brown & Wood сейчас выступает ответчиком по двум искам: ее обвиняют в том, что она помогала аудиторским фирмам продавать налоговые схемы, предоставляя юридическое заключение о законности этих схем, тогда как на самом деле они шли вразрез с законом. (WSJ, 14. 02. 2003, Михаил Оверченко)