Экономить на бензобаках


Высокие цены на нефть заставляют администрацию Джорджа Буша всерьез задуматься о внедрении национальных программ по энергосбережению. Одной из подобных мер должно стать введение более жестких стандартов потребления горючего внедорожниками и легкими грузовиками с 2007 г. Американские автомобилестроители говорят, что цель не оправдывает средства. А вот японские производители уже заявили о готовности к выпуску более экономичных автомобилей. Осенью прошлого года администрация Буша предложила автомобилестроительным компаниям начать работу по снижению потребления топлива внедорожниками и мини-грузовиками, реализуемыми на рынке США. Согласно новым стандартам, представленным Национальной администрацией безопасности на шоссейных дорогах США (NHTSA), с 2007 г. потребление бензина этими автомобилями должно быть снижено с нынешних 20,7 до 22,2 мили на галлон (с 13,7 до 12,8 л/100 км). Первая реакция на новую инициативу американской администрации со стороны американских автомобилестроительных концернов сводилась к тому, что они смогут без особого труда привести свою продукцию в соответствие с более жесткими стандартами. Тем не менее в официальных комментариях, поданных компаниями на прошлой неделе в NHTSA (именно она устанавливает национальные требования к экономичности автомобилей), GM, Ford и Chrysler предупредили, что новые требования грозят поставить автомобилестроительную индустрию в весьма затруднительное положение. Так, в своем обращении GM называет стандарты, предлагаемые NHTSA, "существенно превышающими" ее возможности. Компания подчеркивает, что соответствовать новым стандартам будет особенно трудно, поскольку, кроме снижения потребления, внедорожники должны стать еще и более безопасными. Но введение дополнительных систем безопасности, сетует GM, сделает машины более тяжелыми, а это ведет к росту потребления. GM ссылается на результаты федерального исследования, согласно которому меры по достижению затребованной экономичности увеличат стоимость каждого автомобиля на $275 и приведут к сокращению 105 000 рабочих мест к 2010 г. Кроме того, GM утверждает, что затраты на реализацию правительственной программы (компания оценивает ее стоимость в $1 млрд) окажутся выше потенциального экономического эффекта от ее реализации.

Подобное содержание официальных заявлений американских автомобилестроителей тем более удивительно на фоне выступлений руководства этих же компаний, неоднократно и с большим оптимизмом отзывавшихся о перспективах внедрения гибридных газоэлектрических двигателей. Не вяжутся они и с заявлением Джорджа Буша, во время своего последнего обращения к нации пообещавшего увеличение государственных ассигнований на разработку технологии топливных ячеек. В своем обращении в NHTSA Chrysler сокрушается, что гибридные двигатели, как и топливные ячейки, "в ближайшее время не получат достаточного распространения, чтобы оказывать заметное влияние" на возможности автопрома в борьбе за экономичность. Японские автомобилестроители Toyota и Honda, напротив, восприняли новые требования к внедорожникам с пониманием. "Мы внедрили больше топливосберегающих технологий, чем большинство автопроизводителей, - говорится в заявлении Toyota в NHTSA. - Предложенные стандарты подстегнут всю индустрию внедрять по нашему примеру лучшие из доступных технологий. Мы уверены, что это и есть желаемый результат". Представители NHTSA реакцию автомобилестроителей прокомментировать отказались. (WSJ, 18. 02. 2003, Владимир Волков)