Война названий


ВАШИНГТОН, ЛЮКСЕМБУРГ - Нынешняя администрация США пытается вдохнуть новую жизнь в обсуждение больного вопроса о регистрации торговых марок с так называемой "географической привязкой". В частности, американцы обижены, что в ЕС отказываются регистрировать, например, американский брэнд картофеля Idaho, и обвиняют европейцев в нарушении международного торгового права.

В минувшую пятницу администрация Буша пожаловалась в ВТО, что ЕС не соблюдает международное торговое законодательство, и потребовала начать двусторонние консультации. По правилам этой организации двусторонние консультации - первый этап процедуры решения спорных вопросов. На достижение договоренности между конфликтующими сторонами в ходе консультаций отводится 60 дней. Если по истечении срока договориться не удается, "истец" вправе добиваться создания специальной комиссии по решению этого спора. США заявляют, что готовы пойти и на такой шаг. Это, в свою очередь, может привести к тому, что США введут новые торговые санкции против ЕС.

Первый раз с просьбой о двусторонних консультациях по этому поводу США обратились в ВТО в 1999 г. Несмотря на то что в этом споре Соединенные Штаты выступают в роли инициатора конфликта, причиной разногласий стало стремление ЕС помешать неевропейским компаниям торговать вином и продуктами питания, в названиях которых существует привязка к европейским географическим названиям: например, бургундское вино, сыр пармезан или дижонская горчица.

В ЕС хотят, чтобы такие названия использовались только применительно к продукции, которая производится в указанных регионах. В числе прочего ЕС предлагает составить международный список подобных брэндов, к происхождению которых все остальные страны должны относиться с особым уважением. При этом внутри ЕС новые строгости уже действуют. Например, в прошлом году власти ЕС посоветовали не использовать греческое название "фета" для сыра, производимого в Дании, хотя в Дании его производят гораздо больше, чем в Греции.

Инициатива ЕС защитить "европейские названия" встречает сопротивление со стороны США, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Чили и ряда других стран - членов ВТО, широко использующих на рынке названия европейского происхождения. Представитель США на торговых переговорах утверждает, что законодательство ЕС, ограничивающее использование "географических" брэндов, противоречит правилам ВТО, поскольку создает режим наибольшего благоприятствования для продукции, произведенной внутри ЕС.

Многие торговые партнеры ЕС утверждают, что, стремясь ввести подобные ограничения, Брюссель таким образом попросту пытается защитить от конкурентов европейских фермеров. Однако в самом ЕС настаивают, что подобные названия имеют смысл лишь в том случае, если они остаются закреплены за "родными" регионами и производителями. США упрекают ЕС за отказ регистрировать американские торговые марки - такие, как апельсиновый сок Florida или картофель Idaho. ЕС, в свою очередь, отказывается регистрировать эти торговые марки до тех пор, пока остальные страны не предоставят такую же широкую защиту всем "географическим" торговым маркам из Европы.

В Европейской комиссии не сомневаются в том, что позиция ЕС выдержит любой юридический штурм. По словам европейских экспертов, в правилах ВТО не говорится ни слова о "географических признаках" и потому закона, который нарушает ЕС своими требованиями, попросту не существует. "Такое впечатление, что [со стороны США] это не более чем тактический ход, чтобы укрепить свои позиции в обсуждении вопроса о географических признаках в ВТО", - заявил один из чиновников ЕС. (FT, 8. 04. 2003, Екатерина Кудашкина)