Это сладкое слово "свобода"


Редакция журнала TransWorld Skateboarding находится на берегу океана в городе Оушнсайд, штат Калифорния, в помещениях перестроенного склада. Одно здание перестроено так, что напоминает старинный дом, крытый дерном. Второе выглядит как амбар. Внутри помещений обстановка тоже достаточно нетипична: с потолка свисают скейтборды и прочие предметы экипировки скейтбордиста. Когда на океане поднимаются волны, пригодные для серфинга, народу в офисах становится совсем немного.

На протяжении вот уже трех лет журнал существует под крылом корпорации Time, которая купила его в разгар борьбы за расширение бизнеса. Однако на прошлой неделе три сотрудника редакции, составлявшие идейное ядро коллектива численностью чуть более десятка человек, ушли из журнала и заявили, что начинают создавать другой.

Они сообщили, что уходят из-за того, что руководство корпорации пытается втиснуть их совершенно особую корпоративную культуру в свои жесткие рамки.

Все это было бы не более чем довольно заурядным эпизодом из жизни корпораций, если бы не одно "но": с января по август нынешнего года в этом журнале рекламы было размещено больше, чем в таких "китах", как BusinessWeek, TV Guide или Time.

Осведомленные источники утверждают, что группа Transworld, которая издает еще журналы для серфингистов, сноубордистов и горных байкеров-экстремалов, получает прибыль в размере $10 - 15 млн с доходов около $40 млн. При этом в структуре доходов всей группы на мятежный журнал приходится 60%.

Рекламодатели стремятся разместить свою рекламу в журнале для любителей экстремального спорта, который читает много молодежи. Однако "экстремизм" журналистов этого издания, не вписывается в корпоративную культуру корпорации Time. Теперь уже бывшие сотрудники Skate-boarding жалуются, что им было велено снять со стен редакции красовавшиеся на них плакаты, поскольку в отделе корпорации по работе с персоналом эти плакаты посчитали нескромными.

Но причиной основных разногласий стала все-таки реклама. Сотрудники журнала возмутились тем, что руководство корпорации заставляло их размещать рекламу товаров для массового потребителя - скажем, компании L'Oreal. Такая реклама, в свою очередь, вызывала острое неудовольствие у читателей журнала.

Уход основных сотрудников TransWorld Skateboarding свидетельствует о сложности задачи по интегрированию, скажем так, специализированных изданий в структуру корпорации. В 90-е гг. корпорация приобрела издательские компании Times Mirror Magazines, британской IPC Media и Business 2. 0, в результате количество изданий корпорации подскочило с 30 до 130. Многие издания, такие как Horse & Hound и Bird Keeper, предназначены для аудитории значительно более узкой, чем аудитория журналов People или Time.

Совсем не во всех редакциях стиль корпорации Time приняли на ура. Как рассказывают сотрудники руководства корпорации, руководителей IPC, например, коробили жесткий менеджерский стиль и постоянный контроль со стороны менеджеров Time. В результате планам издавать британские журналы в США и американские - в Британии сбыться было не суждено.

Марк Форд, президент Time4Media, подразделения корпорации, контролирующего работу Transworld, утверждает, что этой группе было предоставлено достаточно свободы, однако некоторую сложившуюся практику надо было менять. "Я полагаю, что всякий раз, когда после покупки компания интегрируется в новую структуру, должно пройти какое-то время, чтобы сотрудники смогли понять суть преобразований", - говорит он.

Что же касается разногласий по поводу рекламы товаров для массового потребителя, здесь позиция корпорации непоколебима. "Мы не можем позволить себе, чтобы одно из наших подразделений оказалось в исключительном положении и решало само, какой рекламодатель для них достаточно крут, а какой - не очень", - заявляет Форд.

Как бы то ни было, у свободолюбивого руководства TransWorld Skateboarding жесткий менеджмент корпорации Time вызывал острое неприятие, которое, впрочем, они не трудились скрыть. Когда в 2001 г. ноябрьский номер журнала вышел с прикрепленным к обложке конвертом, в котором был CD-диск от компании America Online и 1000 часов бесплатного Интернета, управляющий редактор Эрик Сентянини обратился к читателям с гневным посланием. "Простите нас за этот конверт, - написал он. - Мы в редакции даже не подозревали о такой пошлости, пока у нас в офисе не появился некий персонаж с этими пакетами. Нас оскорбили этим так же, как и вас".

Сентянини, который все еще работает в журнале, вспоминает, что тогда его очень расстроило то, как поступили с сотрудниками журнала. "Мы знаем, что сейчас входим в состав крупной компании, - говорит он. - Однако же выслушайте и нас. Мы просим слишком много? По-моему, вовсе нет! " (WSJ, 1. 10. 2003, Екатерина Кудашкина)