Forbes не удержал марку


Прежде чем издавать в России известный деловой журнал Forbes, компании Forbes Inc. предстоит вернуть себе права на этот товарный знак в стране. Еще несколько лет назад его зарегистрировал гендиректор компании Моспатент Виктор Чернышев. Эксперты полагают, что американская компания выиграет спор, но на это уйдет не менее полугода.

Одна из крупнейших издательских компаний мира Axel Springer AG начала бизнес в России в сентябре, зарегистрировав ЗАО "Axel Springer Russia". Компания не называет издания, которые собирается выпускать, но на медиарынке известно, что это русские версии журналов Forbes и Newsweek.

Оборот компании Forbes Inc. составил в 2001 г. $401 млн. Журнал Forbes издается с 1917 г. Forbes Inc. - семейная компания, издает журналы под своей маркой в Японии, Китае и Корее и оценивает совокупную аудиторию всех изданий в 5 млн человек.

Как рассказал "Ведомостям" информированный сотрудник Роспатента, на прошлой неделе в апелляционную палату этого ведомства поступило возражение на регистрацию товарного знака Forbes за Моспатентом. Кто подал возражение, источник не сказал.

Гендиректор компании "Моспатент" Виктор Чернышев зарегистрировал товарный знак Forbes в 1996 г. вместе с десятками других известных товарных знаков - Interbrand, VocalTec, Samsung, Audi, Bridgestone и т. д.

По словам Чернышева, Forbes ему нужен, чтобы заняться издательским бизнесом. Товарный знак Forbes Russia Моспатент зарегистрировал 3 октября 2003 г. сразу по нескольким товарным классам, включая периодику, газеты и журналы. Axel Springer Russia предлагала выкупить у него марку Forbes за $10 000, утверждает Чернышев, но он счел цену слишком низкой. Гендиректор Axel Springer Russia Ирина Силаева отказалась комментировать эти утверждения: "Товарный знак Forbes принадлежит американской компании Forbes Inc. , все связанные с этим вопросы будет решать она". Она подтвердила, что Forbes Inc. намерена вернуть себе товарный знак в России и наняла юридическую компанию, но назвать ее Силаева отказалась. В Forbs Inc. получить комментарий не удалось из-за рождественских каникул в США.

Российские патентные поверенные хорошо знают Моспатент и Чернышева - многие уже сталкивались с ним в суде.

По мнению совладельца компании "Усков и партнеры" Вадима Ускова, Чернышев - один из старейших "патентных рэкетиров" страны. Тем не менее он считает, что у Forbes Inc. хорошие шансы в этом споре. "Можно попытаться доказать, что наименование Forbes было общеизвестным на момент регистрации или что это известное фирменное наименование, которое по закону не может быть зарегистрировано, - рассказывает Усков. - Третий вариант - попытаться доказать, что Моспатент зарегистрировал марку Forbes исключительно с целью препятствовать хозяйственной деятельности Forbes Inc. в России".

Сходного мнения придерживается и Евгений Ариевич, партнер компании Baker & McKenzie, которая на днях отспорила у Моспатента товарный знак VocalTec. "VocalTec - крупная израильская компания, которая производит оборудование и программы для IP-телефонии, - рассказывает Ариевич. - Этот знак Чернышев зарегистрировал в 1996 г. , и когда в России начались продажи оборудования VocalTec, он начал всячески им препятствовать". По словам Ариевича, в споре с Чернышевым компания опиралась на норму, по которой нельзя регистрировать известные в России фирменные наименования как товарные знаки: "Мы предоставили Роспатенту копии специализированных изданий, в которых упоминалась фирма VocalTec". По его мнению, так же может действовать и Forbes Inc. - в российской прессе нетрудно будет найти упоминания о журнале Forbes.

Но, по оценке Ариевича, дело затянется минимум на полгода. Похожий прогноз дает и источник "Ведомостей" в Роспатенте. "Дело Forbes будет рассмотрено ближе к лету", - говорит он.