Мотор завтрашнего дня


Ведущие автомобилестроители мира бросили все силы на создание двигателя нового поколения. Запасы нефти на земле истекают, и привычному двигателю внутреннего сгорания необходимо найти замену. Главная проблема состоит в том, чтобы цена автомобиля осталась приемлемой для потребителя.

Компании США, Японии и Европы тратят миллиарды долларов на разработку новых двигателей - от усовершенствованных бензиновых и гибридов (силовая установка из работающих в паре бензинового и электрического моторов) до таких футуристических проектов, как водородный двигатель.

Историки автомобилестроения сравнивают инженерный бум последних лет с периодом бурного развития отрасли 100 лет назад, когда автомобиль как таковой представлялся самым настоящим пришельцем из будущего. Конструкторы того времени экспериментировали с паром, электричеством, а также с совсем новым изобретением - двигателем, работающим на легких фракциях нефти. Бензиновый двигатель победил в той гонке во многом благодаря обнаруженным в Техасе месторождениям нефти.

Причина же сегодняшнего бума: автокомпании подгоняет угроза истощения запасов нефти. На этой неделе цены на нефть уже побили 13-летний рекорд, а когда-нибудь топливо прошлого века может стать и вовсе недоступным. Кроме того, автомобилестроителям приходится придерживаться новых, более жестких норм, ограничивающих выпуск в атмосферу вредных выхлопных газов. Заодно, предлагая рынку машины нового поколения, они улучшают свой имидж, даже если таких машин продается относительно немного.

Наиболее смелые из новых концепций, по мнению ученых, могут так и не воплотиться. К ним относится так называемый двигатель на топливных ячейках, в котором в процессе реакции кислорода с водородом вырабатывается электричество. Вместо вредных выхлопных газов такой автомобиль выделяет водяной пар. Но на доведение этого двигателя до промышленного производства может уйти несколько лет, а прежде чем он станет играть сколько-нибудь значимую роль на рынке, пройдут десятилетия - двигатели будут производиться в малом объеме и стоить слишком дорого.

Некоторые производители собираются предложить двигатель, в котором водород будет использоваться в качестве горючего. Пионером в этой области является BMW.

Впрочем, некоторые эксперты вообще не верят в водородный двигатель. "[Двигатель на топливных] ячейках - это двигатель будущего, и он так и останется двигателем будущего, - говорит Уолтер Макманус, аналитик агентства J.D. Power and Associates. - Другими словами, это научная фантастика". Очевидно, у автопроизводителей тоже есть сомнения по поводу будущего водородного двигателя. Они предпочитают совершенствовать двигатель внутреннего сгорания и создавать гибриды последнего с электродвигателем. Так, по мнению генерального директора Honda Motor Такео Фукуи, "возможности для улучшения [традиционного двигателя внутреннего сгорания] практически безграничны".

Единого решения нет, говорит генеральный директор Ford Motor Билл Форд. Все виды двигателей помогут компании решить свою задачу - создать машину, нужную потребителю.

У всех видов двигателей, над которыми сейчас работают производители, есть свои плюсы и минусы. Так, одно из основных преимуществ электро-бензинового двигателя - возможность сохранять энергию, которая теряется при торможении, в аккумуляторе. Гибрид Prius, производящийся Toyota, может разгоняться до 100 км/ч за 10 сек. В этом году Toyota собирается выпустить внедорожник-гибрид Lexus RX с 6-цилиндровым двигателем. По словам представителей компании, на дороге он ничем не отличается от 8-цилиндровой бензиновой машины, а топлива потребляет не больше седана средних размеров. Honda, в свою очередь, собирается в этом году выпустить гибрид Accord мощностью 240 л. с. , потребляющий бензина столько же, сколько небольшая Civic. Новые гибриды разрабатывают и другие производители, в том числе Ford. Главная проблема гибрида - цена. Он может стоить на $3000 - 5000 дороже классического аналога, а чтобы оправдать эту надбавку за счет экономии топлива, владельцу машины потребуется несколько лет.

У европейцев своя стратегия: благодаря налоговой политике дизельное топливо здесь дешевле бензина, поэтому почти половина автовладельцев сейчас отдают ему предпочтение. Такие компании, как DaimlerChrysler и Volkswagen, активно инвестируют в развитие дизельного двигателя. Новые технологии позволили сделать его на 30% экономичнее и чище бензинового аналога. Американские власти, впрочем, по-прежнему считают, что дизельный выхлоп содержит канцерогенные вещества, и оставляют в силе ограничения на производство дизельных двигателей. Задача инженеров, работающих над созданием альтернативных двигателей, осложняется тем, что обычный двигатель внутреннего сгорания быстро совершенствуется, в частности становится более экономичным. По словам Бена Найта, вице-президента исследовательского отдела Honda, "[бензиновый двигатель] в ближайшем будущем будет наиболее перспективным". (WSJ, 12. 05. 2004, Кирилл Корюкин)