Былое и дама


Стингрей стала для русского рока тем самым человеком, который одним-двумя своими поступками, совершаемыми из чистой бесшабашности, запускает цепочку последствий, длину которой никто не может даже вообразить. Молодая американка, приехавшая в СССР образца 1984 г. по туристической визе, абсолютно случайно познакомилась в Питере с веселой полуподпольной рок-тусовкой Гребенщикова и Цоя. Это знакомство развернуло ее жизнь куда круче, чем жизнь ее новых русских друзей: узнав, что в СССР есть свои рокеры и даже свои панки, Стингрей взялась не только осуществить контрабанду записей русских рок-групп на Запад, но и издать их там. Результатом ее усилий стала знаменитая пластинка Red Wave: 4 Underground Bands From USSR (“Красная волна: 4 андеграундных группы из СССР”), вышедшая в США в 1986 г. и включившая в себя несколько треков “Аквариума”, “Кино”, “Странных игр” и “Алисы”. Естественно, американская пресса освещала факт выхода пластинки в скандально-политическом ключе, а на родине участников ожидали оргвыводы. Причем не только негативные. “После того как мы вышли на “Красной волне”, меня вызвали в комитет комсомола и предложили издать пластинку на фирме “Мелодия”, но только с одним условием: мы должны были отказаться от гонорара”, – рассказывал Борис Гребенщиков. Так появился известный “белый” (по цвету обложки) альбом “Аквариума”.

Стингрей же вернулась в Ленинград, став женой гитариста “Кино” Юрия Каспаряна, а затем решила запеть сама. К сожалению, ее масштаб как музыканта оказался несоразмерен общественным заслугам. В конце концов Стингрей развелась с русским мужем и уехала в США.

Концерт в “Б2” имеет подзаголовок “20 лет в России”, что, конечно, неправильно. На сцену “Б2” выйдет совсем другой человек – борец за экологию и сохранность парков в родной Филадельфии. Всякие связи с Россией оборвались надолго. Здесь у Стингрей остались лишь друзья юности и чудом сохранившийся крохотный, но верный фан-клуб. На нынешней рок-сцене сложно себе представить персонажа более трогательно-неактуального, чем эта хрупкая американка, навсегда оставшаяся героем давно победившей рок-революции.