Автопром не хочет быть чище


Крупнейшее в США объединение автопроизводителей, куда входят General Motors, Ford, Daimler-Chrysler, Toyota, Volkswagen, Mitsubishi, Mazda, BMW и Porsche, подало иск в федеральный суд в городе Фресно в Калифорнии с целью заблокировать требования штата о сокращении вредных выбросов автомобилей. Об этом альянс сообщил во вторник. По мнению истцов, штат собирается регулировать экономичность автомобилей, а это относится к компетенции федеральных властей. В иске утверждается, что новые правила приведут к росту цен на автомобили в Калифорнии в среднем на $3000. А эффект в борьбе с глобальным потеплением будет совсем незначительным. Из крупных автопроизводителей к иску не присоединилась лишь Honda. “Мы пока раздумываем, участвовать в этом иске или предпринять какие-либо другие действия”, – говорит вице-президент Honda Эдвард Коэн.

24 сентября Совет Калифорнии по воздушным ресурсам единогласно принял новые стандарты по эффективности автомобилей. Требования регулятора сводятся к существенному сокращению выбросов вредных газов автомобилями начиная с 2009 г. К 2016 г. выбросы в среднем должны быть сокращены на 30%. Автопроизводители опасаются, что примеру Калифорнии могут последовать и другие штаты. Несколько северо-восточных штатов и Канада сейчас раздумывают над введением аналогичных требований.

Но, по данным источников в Нью-Йорке и Калифорнии, государственные пенсионные фонды, которым принадлежат акции истцов примерно на $2 млрд, попытаются надавить на автопроизводителей, чтобы те отказались от иска. Дэвид Донигер, юрист нью-йоркской экологической организации “Совет по защите природных ресурсов”, не согласен с утверждением автопроизводителей, что Калифорния не имеет права регулировать объем выбросов. “Это относится к загрязнению воздуха, – отмечает он. – А федеральное законодательство позволяет Калифорнии устанавливать более жесткие требования против загрязнения воздушной среды, чем предписывают федеральные власти”.

Вчера в Вашингтоне Национальная комиссия по энергетической политике, финансируемая частными инвесторами, посоветовала Конгрессу США поощрять более чистые и эффективные энергосберегающие технологии. Предложения комиссии относятся и к повышению экономичности американских автомобилей. Скорее всего они вызовут споры между различными лобби в Вашингтоне, которые будут бороться за содержание энергетического закона в новом Конгрессе. (WSJ, 8.12.2004, Олег Митяев)