ЦИФРА НЕДЕЛИ: 2,7 млн кв. м. Город Н.


К многочисленным компаниям, возводящим жилье в ближнем Подмосковье, присоединилась “Нафта-Москва” депутата Госдумы Сулеймана Керимова. Она собирается застроить несколько сотен гектаров к западу от столицы неподалеку от Новорижского шоссе. Речь идет об элитном жилье, магазинах, развлекательных комплексах, и это ставит проект в один ряд со многими десятками выстроенных и строящихся в Подмосковье дорогих поселков. Но только это.

“Нафта-Москва” намерена построить 2,7 млн кв. м недвижимости. Это громадная цифра, она превышает по размеру большинство “новых” районов российской столицы. В прошлом году во всей Москве было построено 5 млн кв. м жилья – проект “Нафты” превышает половину этого объема. Фактически компания Керимова готовится построить под Москвой новый город, и не маленький.

Если о строительном буме в столице говорят уже несколько лет, то Московская область только находится на его пороге. До недавнего времени строительные проекты в области делились на дорогие коттеджные поселки из нескольких десятков домов и типовое жилье по проектам, не отличающимся от столичных, но более дешевое.

Строительство почти 3 млн кв. м качественного жилья единым проектом – свидетельство того, что ситуация меняется. Москве стало тесно в Москве. Десятимиллионный город не может развиваться в границах субъекта Федерации, почти точно совпадающих с кольцевой автодорогой. Земля в столице кончилась: город догрызает последние большие промзоны, но численность его населения расти не перестает. Рано или поздно Москва была обречена прорвать свои искусственные границы и начать расползаться по окружающим полям, перелескам и поймам, неумолимо покрывая их кирпичом, бетоном и асфальтом.

Это к лучшему. Речек и полей жалко, но жалость эта бесплодна: развитие российской столицы ничто не остановит. Зато развитие “вширь” дает Москве шанс стать городом, более удобным для жилья, чем сейчас.

Нехватка земли в административных границах столицы заставляет строить все более высокие жилые дома, не делая их при этом дешевле. Доходит до абсурда: многоэтажную застройку кварталами, как, например, “Гранд-парк” на бывшем ходынском аэродроме, пытаются позиционировать как жилье элитное или бизнес-класса. Но рост этажности застройки неизбежно ведет к росту плотности населения, а это автоматически ведет к снижению качества жизни этого же самого населения.

Начало действительно массового строительства за МКАД дает надежду на то, что российская столица начнет наконец обретать структуру, в которой качественное жилье будет малоэтажным, а 16-, 18-, 20-этажные “муравейники” приобретут однозначный имидж дешевого типового жилья, а в перспективе – трущоб.

Существенная часть Москвы при этом фактически окажется на территории соседнего субъекта Федерации – Московской области. Но для российской столицы это только на пользу.