НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Авангард бизнеса


Глазами армии называл великий русский полководец Александр Суворов, не проигравший ни одного сражения, авангард. То же определение, но уже в отношении бизнеса, вполне применимо к новой книге супругов Джозефа и Джимми Бойетт, где крупнейшие предприниматели мира делятся секретами своего успеха.

Новая книга Бойеттов, так же как и предыдущая (“Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления”. М.: Олимп-бизнес, 2001..), набита под самый корешок не только предпринимательскими идеями, но и многочисленными указателями, тестами и рекомендациями. Из них любой читатель может запросто заготовить пяток занятных вопросов для шефа или коллег по работе, если ему необходимо показать, что он работает над собой и вне компании, мечтая получить благосклонность и прибавку к жалованию. Для самых ленивых читателей – тех, кто читает в рабочее время, – в книге есть предметно-тематический указатель, который даже обладателю диплома МВА напомнит о перечне дисциплин в школе бизнеса.

По мнению авторов книги, ее “можно читать последовательно, с начала до конца, а можно – в произвольном порядке, выбирая интересные для себя темы”: “Каждая глава написана как самостоятельное исследование, так что можно их изучать в удобной для вас последовательности. И мы советуем начинать с того, что вам интереснее всего”. Следует все же отметить, что в России самыми въедливыми читателями книги станут, несомненно, предприниматели – представители того самого сословия, которое возродилось в России в последние 20 лет. Они, как никто другой, наверняка согласятся с определением, которое супруги Бойетт выбрали для слова “предприниматель”. “Мы предпочитаем употреблять это слово в более широком смысле, вроде предложенного Ллойдом Шефски, автором Entrepreneurs Are Made, Not Born (“Предпринимателями не рождаются, а становятся”), – пишут авторы. – Шефски определяет слово entrepreneur в соответствии со смыслом латинских корней, из которых оно составлено: entre— “входить”, pre — “прежде, до”, а neur — “нервный центр”. Таким образом, заключает Шефски, entrepreneur (предприниматель) — это тот, кто вовремя входит в бизнес – любой бизнес – и создает либо существенно меняет его нервный центр”.

Отдельный вопрос – каким образом авторы отбирали героев для своей книги. Оказывается, все начиналось с простого списка вопросов, которые они непременно задали бы, задумав создать собственный бизнес. Какие качества необходимы успешному предпринимателю? Как узнать, обладаешь ли ты этими качествами? Откуда предприниматели берут свои идеи? Как оценить идею? Можно ли сказать, что одни из них лучше, а другие – хуже? Как выбрать бизнес по себе? Как организовать финансирование? Как находить и удерживать клиентов? Как хорошие предприниматели управляют своими деньгами? И наконец, как они управляют людьми?

Лишь после этого авторы начали готовить список предпринимателей. Они не отрицают, что некоторые имена возникли мгновенно: Билл Гейтс, один из основателей компании Microsoft; Сэм Уолтон, основатель сети универмагов Wal-Mart; Рей Крок, создатель McDonald’s Corporation. В конце концов в списке оказалось более сотни предпринимателей и компаний, представляющих практически все виды и отрасли бизнеса. И лишь потом супруги Бойетт начали собирать всевозможные сведения о своих героях. В итоге был отобран материал, позволяющий составить представление о мыслях и идеях 70 предпринимателей, которые и стали героями книги.

Вхождению в бизнес авторы посвящают две первые главы, но третья наверняка станет самой востребованной у всех читателей – в ней детально описаны вопросы привлечения капиталов. Оценка начальных затрат сначала дается с позиции создателей корпорации Ben & Jerry, а уж потом разбирается “научный” подход. Конкретные ситуации – “как быть в случае отказа”, “отношения с друзьями и родственниками”, “отношения с банкирами” (их много, вплоть до отношений с рисковыми капиталистами) – заканчиваются двумя ключевыми вопросами: управление деньгами и превращение в акционерную компанию открытого типа. В целом лейтмотив книги – создание или изменение в лучшую сторону любого бизнеса. Но важно, что авторы не просто повторяют выводы деловых людей. Они вовлекают читателя в полемику с ними.

В приложении можно прочитать о ценностях и слабостях крупнейших предпринимателей мира. Мэри Кэй Эш – основатель компании Mary Kay Cosmetics – знакома миллионам женщин. Начав свой трудовой путь в семь лет, она всю жизнь помнила наставление матери: “Если с этим хоть кто-нибудь может справиться, у тебя выйдет лучше всех”. Фред Смит, основатель компании Federal Express, в четыре года потерял отца. Но отец оставил мальчику две важные вещи – деньги, на которые Фред основал свою компанию, и письмо с требованием стремиться к великому и не погрязнуть в сытой праздности. К. Джеймс Кох – основатель Boston Beer Company – пивовар в шестом поколении. 20 лет назад он начал продажу пива, созданного по рецепту прапрадеда Луиса Коха, – Samuel Adams Boston Lager. Уже через шесть недель оно было названо лучшим пивом Америки. Но наверняка это произошло не из-за названия, хотя имя Сэмюэля Адамса, героя борьбы за независимость, для всех американцев является символом американского патриотизма.