Россия не заметит Киотский протокол


Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата подписан в декабре 1997 г. Документ обязывает индустриально развитые страны за 2008–2012 гг. сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5% по сравнению с базовым 1990 г. Россия таких обязательств не имеет: в начале прошлого десятилетия отечественная промышленность переживала спад и ее вредное влияние на окружающую среду снижалось. Поэтому Россия и другие страны, оказавшиеся в сходном положении, могут в период действия протокола продавать квоты на эмиссию парниковых газов государствам, вносящим наибольший вклад в глобальное потепление.

Но даже нарушителям, выбрасывающим парниковые газы сверх нормы, в России ничего не грозит. Подготовленный Минэкономразвития план действий по реализации Киотского протокола не предполагает санкций к таким предприятиям. В Евросоюзе, например, в период между подписанием Киотского протокола и его вступлением в силу штрафы за “лишние” выбросы составляли 40 евро/т CO2, а с сегодняшнего дня – 100 евро. Так что от вступления протокола в силу для российских предприятий ничего не изменится, поясняет замначальника департамента природопользования Минэкономразвития Всеволод Гаврилов.

Зато по плану крупнейшим российским монополистам к 2008 г. придется сделать производство более экологичным: РАО ЕЭС должно снизить потребление топлива на 8%, “Газпром” – сэкономить 47 млрд куб. м природного газа при транспортировке, а коммунальные предприятия – довести долю модернизированных сетей теплоснабжения с нынешних 16% до 30%. Но эти меры и так предусмотрены “Энергетической стратегией России до 2020 г.” и федеральной целевой программой “Энергоэффективная экономика”. В план же эти нормы вписаны, “чтобы подчеркнуть значимость реформ [в ТЭК] для нас самих”, признает Гаврилов.

При этом план никак не прописывает правила торговли свободными российскими квотами на выбросы парниковых газов. Если на рынок попадет много квот, то цены на них обрушатся, поясняет руководитель департамента Минприроды Александр Ишков. Сейчас на единственной площадке, торгующей квотами, – Европейской бирже рыночная цена тонны CO2 не превышает 8 евро, а Россия в период действия протокола вправе продавать до 500 млн т ежегодно. “До 2010 г. Россия не должна торговать квотами – к тому времени они явно подорожают”, – согласен Гаврилов. По мнению чиновников, для экономики гораздо выгоднее, когда предприятия привлекают инвестиции с помощью так называемых проектов совместного осуществления. Инвесторами в них могут выступать правительства или коммерческие организации тех стран, которые обязаны сокращать эмиссию парниковых газов.

Энергетический углеродный фонд, учрежденный РАО ЕЭС для работы в рамках Киотского протокола, рассчитывает к 2008 г. запустить около 30 таких проектов, которые в сумме уменьшат выбросы парниковых газов на 20 млн т, обещает председатель фонда Михаил Роганков. По его словам, 10 уже рассматриваются инвесторами, а два из них – модернизацию Амурской и Медногорской ТЭЦ на сумму 12 млн евро – готово профинансировать датское Агентство по охране окружающей среды. “Газпром” собирается осуществить подобные проекты с E.ON-Ruhrgas и Siemens, говорит представитель монополии Сергей Куприянов. Но пока механизмы реализации Киотского протокола не утверждены правительством, говорить об объемах инвестиций в совместные проекты сложно, добавляет он. Появление в России новых “киотских” проектов тоже зависит от чиновников, считает директор климатических программ Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. “Наши основные конкуренты – Восточная Европа и Украина: если там будет меньше бюрократии для западных инвесторов, они пойдут туда”, – уверен эколог.