Друзья бутылки


Выставку “Мутон Ротшильд – искусство этикетки”, которая простоит в музее до 27 марта, можно было бы поспешно отнести не к художественным, а к светским событиям, питающим журналы о красивой жизни. Вернисаж для узкого круга важных персон с роскошным банкетом, приготовление к которому шло на глазах собравшихся на пресс-просмотр журналистов, малый винный аукцион – в общем, причуда баронессы Филиппины де Ротшильд, наследницы знаменитой фамилии и 82 га виноградников в Бордо, которой приятно развлечься в музеях мира.

Однако оказалось, что смотреть на этикетки – занятие чрезвычайно занимательное, даже если они не обещают дальнейшего знакомства с содержимым бутылки, которую украшают. Если эскизы этих этикеток делали Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Марк Шагал, Жан Кокто, Энди Уорхол, Илья Кабаков и еще 54 отличных художника.

В 1945 г. барон Филипп де Ротшильд заказал для производимого на его виноградниках вина Chateau Mouton Rothscild этикетку французскому художнику Филиппу Жюллиану. Эта работа с победной буквой V имела успех, и было принято решение ежегодно заказывать картинку для бутылок вина нового урожая одному из лучших современных художников. Сначала гении не спешили снизойти до такой мелочи, как оформление бутылочной наклейки. Но выручала личная дружба барона со знаменитостями, и когда на этикетках засветились великие имена, то уговаривать уже никого не приходилось. Тщеславие – спутник гения, оказаться в компании избранных лестно в любом месте. В 1955 г. Жорж Брак уже сам предложил Ротшильду свои дизайнерские услуги.

На выставке этикетки выставлены в аккуратных цветных боксах вместе с эскизами и фотографиями художников. Причем имя знаменитого автора узнается, как правило, сразу, без взгляда на подпись. У Жана Кокто изящнейший аполлонический рисунок, у Марка Шагала – мини-автопортрет и женский профиль на голубом фоне, у Энди Уорхола – двойной портрет барона на разноцветных подложках кислотных цветов, у Хуана Миро – желтое солнце и его фирменные черные сюрреалистические “козявки”.

В этикетках художники не только не изменяют собственному стилю, но и остаются верны своей идеологии. Творчество Георга Базелица нервно и трагично, и на его этикетке изображены два лежащих на спине барана (mouton – по-французски) тревожных красного и зеленого цветов. Очевидно, что эти бараны упали после лобового столкновения. А немецкий художник русского происхождения Павел Челышев изобразил такое экспрессивное винное пятно, что, глядя на него, вполне можно медитировать.

Конечно, не все художники, делавшие этикетки для Mouton Rothscild, гении, но на выставке нет ни одной неинтересной работы. Ни одного художественного пустяка. Последнюю по времени этикетку, для вина урожая 2002 г., заказали Илье Кабакову. На ней изображены ангельские крылья вокруг то ли солнца, то ли метафизической дыры в бесконечность. В общем, гении не шутят.