Пятый претендент


Бюджет инвестфонда на 2006 г. составляет почти 70 млрд руб., на которые уже есть несколько претендентов. РАО ЕЭС просит у чиновников $100–300 млн на достройку Богучанской ГЭС. Компания “Волга-Днепр” и завод “Авиастар” – $1,5 млрд на восстановление производства большегрузных самолетов “Руслан”. Правительство Москвы хочет реализовать проекты по сооружению “Сити-2”, новой Олимпийской деревни и ряд программ на 45 млрд руб., а правительство Санкт-Петербурга – автомагистраль “Западный скоростной диаметр” стоимостью $2 млрд.

Как стало известно “Ведомостям”, к соискателям присоединилась компания “Татнефть”. Она хочет построить на территории Татарстана нефтехимический комплекс мощностью 7 млн т нефти в год. “Они обратились к нам с таким предложением”, – подтвердил “Ведомостям” замминистра экономического развития Андрей Шаронов. Факт переговоров подтверждают и в “Татнефти”, и в правительстве республики. Компания готова взять на себя основные расходы по строительству заводов, а у государства просит профинансировать инфраструктуру. Директор департамента Минэкономразвития Кирилл Андросов говорит, что если “Транснефть”, “Транснефтепродукт” и РАО “РЖД” смогут окупить вложения в инфраструктуру за счет тарифов, ее можно будет построить в рамках их инвестпрограмм. Если это окажется невозможным, чиновники проанализируют, сможет ли “Татнефть” окупить его самостоятельно. В противном случае могут потребоваться деньги инвестфонда.

Проект включает в себя строительство обычного НПЗ, завода по глубокой переработке нефти и нефтехимического завода на базе Нижнекамского НПЗ, который станет оператором проекта “Татнефти”, рассказывает представитель завода Юрий Бортников. Два источника, знакомых с параметрами проекта, утверждают, что его стоимость составляет $4 млрд. Из них расходы на инфраструктуру составят $400–800 млн, добавляет один из источников.

Предложение частично профинансировать строительство комплекса непосредственно связано с дискуссией об улучшении качества российской нефти, говорит Шаронов. Недавно президент Путин заявил, что считает “не очень справедливым” разрыв в цене между марками Urals и Brent. Сейчас в Татарстане добывается 30 млн т нефти в год, из них 7 млн т уже перерабатывается и столько же будет перерабатывать новый комплекс. Президент Института энергетической политики Владимир Милов говорит, что, “если из трубы убрать хотя бы 10 млн т татарской нефти, содержание серы в смеси Urals окажется ниже 2%”. В этом случае ее можно будет поставлять на европейские НПЗ, говорит Милов.

Монополисты не в восторге от плана чиновников. “У нас в тарифе нет инвестиционной составляющей”, – говорит вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. А в пресс-службе РЖД заявили, что “у компании нет информации о намерениях “Татнефти”.

Кардинально на качество российской нефти проект “Татнефти” не повлияет, считает Григорьев, потому что 7 млн т “большой роли не сыграют”. С ним согласен представитель “ЛУКОЙЛа” Дмитрий Долгов. Но если не будут строиться новые НПЗ и модернизироваться существующие, а темпы роста автопарка останутся на том же уровне, то после 2010 г. России придется импортировать бензин, утверждает аналитик.