НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Секретное оружие бизнеса


Мало кто знает, что с легкой руки Джозефа Уортона, основателя одной из первых в мире школ бизнеса (1881), пионер американской науки управления Фредерик Тейлор начал свой путь к вершинам менеджмента в качестве консультанта компании Bethlehem Steel. Именно в ней он провел множество экспериментов, описанных в его книге “Принципы научного управления” (1911). Но зато теперь все, кто возьмет в руки книгу Ричарда Шелла “Установи свои правила”, узнают, что Уортон знаменит не только выращиванием талантов: одним из первых в мире он сделал право обязательным предметом в школах бизнеса. Профессор Шелл, трижды включенный журналом Business Week в список лучших профессоров американских школ бизнеса, пишет, что тому были веские причины.

Во-первых, отмечает автор, Уортон был квакером и “считал, что руководители бизнеса не только обязаны играть по правилам, но и заблаговременно договариваться о них”. Например, созданная им American Nickel Company добилась устойчивого успеха не только из-за образцового менеджмента – благодаря его лоббистским усилиям в США стали чеканить две новые монеты, для производства которых потребовалось значительное количество никелевой продукции компании Уортона (пятицентовая монета впоследствии стала известна как “никель” и до сих пор находится в обращении). Когда американские компании столкнулись с конкуренцией со стороны зарубежных производителей стали, именно Уортон возглавил движение за законодательное введение высоких пошлин на импортную сталь, чтобы защитить отрасль, и основал одну из первых в США межотраслевых лоббистских организаций – Союз промышленников (Industrial League).

Сразу хочу предупредить, что это не совсем обычная книга, и автор вовсе не приукрашивает роль основателя своей школы бизнеса. Более того, если читатель ждет от профессора права туманных юридических объяснений того, как право влияет на конкуренцию, и призывов обратиться к специалисту, то этого в книге нет. В ней содержится полное изложение учебного курса, который профессор пестовал в течение многих лет.

Если в обосновании главной темы книги использовать аналогию с весами, то первая часть, где автор опирается на труды первопроходцев в изучении аспектов юридической конкурентной стратегии (или того, что ученые обычно именуют нерыночной стратегией), уравновешивается во второй части стратегической моделью пяти рыночных сил гуру менеджмента Майкла Портера.

Равновесие обеих чаш стратегий обеспечивается блестящим знанием предмета – автор досконально знает подковерную борьбу внутри и вне самого бизнеса и подробно описывает суды, кабинеты чиновников, законодательные органы и даже контрактные отношения – “различные и самостоятельные общественные институты, в рамках которых реализуется юридическая стратегия”. Шелл предупреждает, что эти институты устанавливают правила игры и не имеет значения, лежит ли в основе законодательного акта контракт, решение суда, регулирующего или законодательного органа: “Важно то, отвечает ли этот акт стратегическим целям вашего бизнеса, а если нет, то как вы можете его изменить”.

Шелл утверждает: правовые инструменты являются самым мощным секретным оружием конкурентной стратегии. Его точка зрения опирается на анализ сотен судебных дел, отчетов в прессе, отраслевых исследований, описывающих стратегические юридические ходы конкурентной борьбы. Кроме того, в его активе множество биографий руководителей бизнеса и юридических консультантов. “Мне удалось выявить определенную закономерность, – пишет автор, – при принятии решений об использовании правовых институтов в качестве стратегических инструментов талантливые стратеги обычно учитывали пять факторов”. Все выявленные факторы – а это юридическая обоснованность, легитимность в глазах общественности, стратегическая позиция, финансовые ресурсы и доступ к тем, кто принимает решения, – Шелл не просто комментирует, но и изящно представляет в таблицах с примерами из реального бизнеса. Так что с ними можно не только ознакомиться в теории, но и увидеть живые примеры из практики.

Одна из самых больших групп читателей труда Шелла – топ-менеджеры. Именно для них автор подробно останавливается на пяти основных стратегических инструментах государственного регулирования, которые обычно обусловливают юридические конкурентные шаги компаний отрасли независимо от конкретной ситуации. По версии автора, они включают в себя принятие стандартов; государственное лицензирование; защиту и контроль над соблюдением прав собственности; контроль над соблюдением законов и нормативных актов; предоставление правительственных грантов и субсидий. Шелл напоминает, что, когда государство использует эти рычаги, одни компании выигрывают, а другие проигрывают в этой игре.

Секретное оружие бизнеса помогает побеждать в конкурентной борьбе. Но применять его удавалось не всем: современник Джозефа Уортона – знаменитый изобретатель Томас Эдисон, основатель General Electric, как-то с грустью заметил: “Moи изобретения принесли мне не прибыль, а 40 лет судебных разбирательств”.