ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Доклад североосетинской парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане (опубликован: http://pravdabeslana.ru) оказался созвучен моим представлениям о том, как вообще случаются такие трагедии. Мне всегда казалось странным ждать от российских силовых ведомств осмысленных действий, когда остальные, обычные ведомства способности к таким действиям не проявляют. Доклад бесланской комиссии интересен тем, что рисует картину полного, т. е. настоящего российского, бардака. Остановимся на простом вопросе: кто вообще мог там отдавать какие-либо приказы?

Во-первых, республиканский оперативный штаб по освобождению заложников под руководством президента Северной Осетии Александра Дзасохова.

Во-вторых, федеральный оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией под руководством начальника управления ФСБ по Северной Осетии генерал-майора Валерия Андреева.

В-третьих, эфэсбэшное начальство, не входившее ни в один штаб и, как написано в докладе, “тщательно хранившее детали своей работы даже от членов вышеупомянутых штабов”. Это заместители директора ФСБ Владимир Проничев и Владимир Анисимов.

В-четвертых, командующий 58-й армией Виктор Соболев, который, кроме штабных, слушал и своих начальников. “В 18 ч 15 м С. Иванов (министр обороны. – “Ведомости”) приказал Соболеву блокировать весь город, что и было завершено в 00 ч 30 м 4 сентября. С 20 ч до 21 ч танк Т-72 произвел семь выстрелов в проемы окон столовой осколочно-фугасными снарядами”.

Еще в Беслане были руководители спецподразделений “Альфа” и “Вымпел” во главе с генералом Александром Тихоновым. Был глава МВД республики Казбек Дзантиев, который не входил в штаб. Были глава парламента республики Теймураз Мамсуров, полпред Владимир Яковлев, “а также группа депутатов Госдумы во главе с Рогозиным Д. О.”. Были, наконец, слухи о пребывании в Северной Осетии глав ФСБ Николая Патрушева и МВД Рашида Нургалиева.

Взаимоотношения между перечисленными господами характеризует такой факт (цитирую доклад): “Президент республики А. Дзасохов заявил, что <...> принял решение пойти в школу, как этого требуют террористы <...> Генерал-полковник, заместитель министра МВД РФ Паньков М. А. уведомил А. Дзасохова о том, что у него есть приказ в случае попытки <...> двинуться в школу арестовать А. Дзасохова”.

Можно предположить, что по остальным вопросам между указанными персонажами было налажено не менее конструктивное взаимодействие.