Весь газ – “Газпрому”


Действующий закон о недрах разрешает иностранцам участвовать в конкурсах и аукционах на разработку месторождений нефти и газа в России. Но такая ситуация давно вызывает недовольство чиновников. Поэтому весной Минприроды подготовило новый вариант закона о недрах, ужесточающий доступ иностранцев и частных инвесторов к российским месторождениям. Если он будет принят, участвовать в тендерах на крупные месторождения смогут только компании, где российские акционеры владеют не менее 51% капитала. А чтобы попасть на тендер на небольшой участок, иностранной компании придется зарегистрировать “дочку” в России. Стратегические месторождения смогут разрабатывать только госкомпании. Таковыми Минприроды предложило считать месторождения с запасами более 1 трлн куб. м газа и 150 млн т нефти.

Но “Газпром” счел критерии министерства слишком либеральными. В концерне считают, что к стратегическим должны относиться все газовые месторождения с запасами свыше 300 млрд куб. м газа, заявил вчера на слушаниях в Госдуме член правления монополии, курирующий добычу газа, Василий Подюк. “Это коснется вновь открываемых месторождений, – пояснил Подюк “Интерфаксу”. – Если запасы свыше 300 млрд куб. м газа будут открыты недропользователем, то само месторождение должно быть внесено в федеральный фонд недр, а государство компенсирует компании понесенные затраты”.

“Критерии Минприроды чересчур лояльны для иностранцев и частных компаний”, – сказал “Ведомостям” другой менеджер “Газпрома”, добавив, что месторождения с запасами свыше 1 трлн куб. м газа считаются “уникальными”, но их единицы, а с запасами свыше 300 млрд куб. м газа – крупными. “Мы не хотим повторения ситуации с “Новатэком”: спустя несколько лет после того, как эта компания получила лицензии, выяснилось, что запасы на ее месторождениях намного больше”, – добавил он. В “Новатэке” воздержались от комментариев.

Менеджер “Газпрома” добавляет, что, по мнению монополии, по новому закону о недрах права на разработку месторождений должны предоставляться на поэтапных аукционах: на первом участник должен представить техническую схему разработки месторождения, а затем среди претендентов, удовлетворяющих этому условию, будет проведен закрытый аукцион. “Независимые газовые производители наполучали лицензий на крупные газовые месторождения, а теперь не знают, куда им деть свой газ, – продолжает менеджер “Газпрома”. – На месторождении с запасами свыше 300 млрд куб. м газа можно добывать 10–12 млрд куб. м газа в год, но в трубе “Газпрома” места нет, а строить собственные газопроводы частные компании не спешат. Например, “Итера” до сих пор не может подключить Береговое к трубе “Газпрома”.

Менеджер “Итеры” назвал предложение “Газпрома” расширить число стратегических месторождений “монополизацией”, ведь ясно, что независимым производителям теперь будет не на что рассчитывать. “Независимых производителей выдавливают на обочину, – считает чиновник, близкий к совету директоров “Газпрома”. – Не дело монополии определять критерии стратегических месторождений, она должна их применять, но не устанавливать. Законопроект о недрах должен быть построен исходя из государственных интересов, а не желаний “Газпрома”.

“Участвуя в процессе распределения недр, “Газпром” сможет снимать сливки, не тратя на это значительных средств, – полагает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. – Ведь в противном случае монополии пришлось бы конкурировать за интересные месторождения с частными компаниями, которые могут предложить за них гораздо большие деньги”.