Вашингтон грозит Москве


США выступили с осуждением российско-иранской сделки, только дождавшись ее официального подтверждения. В субботу официальный представитель российского МИД Михаил Камынин в интервью ИТАР-ТАСС заявил, что в контракте с Ираном речь идет “исключительно об оборонительных вооружениях”. А в понедельник факт поставки в Иран зенитных ракетных комплексов подтвердил министр обороны России Сергей Иванов. “Мы не считаем, что эта сделка послужит нашим интересам или интересам региона”, – заявил в тот же день представитель госдепартамента США Адам Эрли. В комментарии госдепартамента о возможной американской реакции по поводу сделки утверждается, что если факт передачи оружия Ирану будет установлен, то США примут меры “в соответствии со статьей 620H закона США о международной помощи” и, возможно, введут дополнительные санкции. Статья 620Н требует от президента прекратить оказание помощи государствам, продающим оружие “спонсорам терроризма”. Однако помощь может оказываться по-прежнему, если президент США считает, что она “важна для национальных интересов США”, и предоставит соответствующие объяснения конгрессу.

“Продажа оружия в Иран станет серьезным вопросом в российско-американских отношениях, – говорит директор Московского фонда Карнеги Эндрю Качинс, – однако США едва ли будут вводить в ответ санкции против России”. По мнению Теда Карпентера из вашингтонского CATO Institute, жесткие ответные меры маловероятны, “поскольку США слишком нуждаются в сотрудничестве с Россией, в том числе и по иранской ядерной проблеме”. В России заявление госдепартамента также пока не вызывает обеспокоенности. “Договоренности с Ираном вряд ли угрожают российско-американским скандалом, хотя для США это не очень приятно”, – заявил “Ведомостям” источник в Кремле.

Сделка может вызвать “небольшой бунт” в конгрессе США, заявил в интервью Reuters высокопоставленный сотрудник аппарата конгресса. О российско-иранской сделке стало известно всего через две недели после того, как США сняли ограничения на космическое сотрудничество с Россией. Если бы конгрессу было известно о планах продажи российского оружия Ирану, то необходимые поправки, скорее всего, не были бы одобрены, заявил сотрудник аппарата конгресса в интервью Reuters. По мнению Карпентера, “не исключено, что администрация США заранее знала о готовящейся сделке, но сознательно не сообщала о ней конгрессу”. Источник в Кремле не стал уточнять, ставился ли Белый дом в известность о готовящейся сделке. “Может быть, они и получали информацию по каким-то каналам, но мы не обязаны ставить кого-то в известность”, – сказал он.