Самарский Ан-140 набирает популярность


В середине ноября “Авиакор” получил запрос от компании “Ильюшин финанс” на поставку 10 самолетов Ан-140, сообщил “Ведомостям” председатель совета директоров самарского авиазавода Сергей Лихарев. По словам гендиректора компании “Ильюшин финанс” Александра Рубцова, компания предварительно рассматривает вопрос финансирования проекта Ан-140 и сейчас ведет переговоры по Ан-140 с несколькими региональными авиакомпаниями, в том числе с якутскими. Их он назвать отказался. Факт переговоров подтвердил первый заместитель гендиректора авиакомпании “Якутия” Павел Удод.

Осенью этого года “Авиакор” договорился с правительством Якутии о гарантиях по покупке семи самолетов Ан-140. Первые три из них должны быть поставлены “Авиакором” якутским компаниям в течение 2006 г. Сделку обещала профинансировать Финансовая лизинговая компания (ФЛК). В ФЛК сообщили, что договор будет подписан до конца 2005 г.

Лихарев говорит, что всплеск интереса лизинговых компаний вызван гарантиями правительства Якутии. “В переговорах с ФЛК мы продвинулись дальше, чем с “Ильюшин финанс”, – отметил Лихарев. Но, по его словам, эти переговоры касаются только трех самолетов, а на финансирование сделок еще по четырем самолетам у обеих лизинговых компаний равные шансы. “Мы бы не хотели, чтобы интересы двух лизинговых компаний сталкивались на одной авиакомпании”, – сказал он.

“Мы обсуждали с “Авиакором” вопрос снижения цены, но пока ни к какому соглашению не пришли”, – отмечает Удод из “Якутии”. Рубцов говорит, что цена, заявленная “Авиакором” ($8,5 млн), слишком высока: “По нашей оценке, самолет должен стоить $6,5–7,5 млн, но в данном случае речь идет о цене в партии из 7–10 самолетов”.

“Авиакор” крайне заинтересован в максимальном количестве заказов. По словам Лихарева, на заводе заложено пять самолетов, а для серийного выпуска шести самолетов в год нужны дополнительные инвестиции не более $1–2 млн. Лихарев говорит, что при цене $8,5 млн завод будет работать с нулевой рентабельностью. Но после того как лизинговые компании, согласовав лизинговые платежи с авиакомпаниями, назовут цену, “Авиакор” будет искать возможности снижения цены. По его словам, разница в цене между предложением “Авиакора” ($8,5 млн) и пожеланиями авиакомпаний составляет около 15%. “Мы провели переговоры с рядом поставщиков комплектующих и нашли небольшой ресурс для снижения цены”, – отмечает Лихарев.

Условия лизинга для авиакомпаний еще не выработаны. Рубцов рассказал, что самолеты даются в лизинг на 15 лет с 10%-ным авансом авиазаводу для сборки самолета, но процентную ставку он не обозначил. В ФЛК условий лизинга также не раскрывают, но представитель одной из авиакомпаний рассказал, что ФЛК предоставляет Ан-140 в лизинг на 15 лет с платежами около $120 000 в месяц. Участники рынка, опрошенные “Ведомостями”, говорят, что среднемесячный лизинговый платеж за самолет класса Ан-140 для российских авиакомпаний составляет $110 000–120 000 в зависимости от срока контракта и лизинговой схемы. В региональных авиакомпаниях отмечают, что ежемесячные лизинговые платежи за конкурирущие с Ан-140 подержанные иномарки ATR-42 и Bombardier, в два раза ниже.

Менеджеры ФЛК, занимающиеся проектом Ан-140, спокойно отнеслись к факту переговоров “Ильюшин финанс” и “Авиакора”. “Рынок авиализинга пока не сформирован, поэтому о конкуренции здесь говорить рано, – считает один из них, – мы можем работать по проекту Ан-140 совместно с “Ильюшин финанс” и вывести Ан-140 в серию”.