Мастер-класс Мари


Мы сами не заметим, как доживем до премьеры “Воццека” в Большом театре. Нет, ничего такого пока не объявлено, но Александр Ведерников давно подумывает о том, чтобы поставить на главной сцене страны истинно эталонную оперу прошедшего века.

В “Геликон-опере” уже идет другая опера Берга – “Лулу”. Она ничуть не проще, но труппа справляется. В Большом театре нет такого куража, тут ко всему подходят основательнее: сначала попробуем в концерте несколько отрывков, а спеть пригласим Ангелу Деноке из Германии – уж она-то владеет партией Мари как никто.

Ангела Деноке не из тех звезд, кто поет итальянскую оперу или тем более популярный репертуар. Зато ее голос подходит для не слишком громких партий Вагнера и Рихарда Штрауса, а еще Яначека она поет так, словно он писал прямо для нее. Мне пришлось видеть Деноке в роли Кати Кабановой в Зальцбурге, в очень насыщенном спектакле Кристофа Марталера, и это только один пример сотрудничества певицы с актуальными оперными режиссерами.

У Ангелы Деноке неброский, но осмысленный сценический образ: ее героиня – сильная немецкая женщина с опытом страданий. Короткая стрижка – знак или перенесенного тифа, или концлагеря. Она из послевоенного кино, будь то Вайда или Фассбиндер, с нею все немецкие рефлексии, располагающая серьезность и любезная строгость. Действительно, во фрагментах из “Воццека” она была безупречна во всех типах пения – от полудекламации до ариозного вокала – и точна в немногочисленных актерских штрихах. Скучающая Мари уморительно засматривалась на красавца Тамбурмажора, изменив, каялась над Библией и изливала слезы нежности обреченному на сиротство дурачку-сыну.

Соответствовали ли уровню приглашенной артистки силы Большого театра? Как сказать. Отлично справился с делом духовой оркестр за сценой, для которого Берг написал виртуозно искаженный марш. Основной оркестр тоже играл качественно и слаженно, но вот о вдохновенной интерпретации Александра Ведерникова говорить пока рано. Казалось, он заботился о технической стороне дела, и заботился успешно, но выразительность заменил некоторой торопливостью. Остались недозвучавшими и непрочувствованными важные мотивы, которыми начинена партитура, трагическому ре-минорному интермеццо не хватило трагического масштаба. Все формально было на месте, но для Берга этого мало.

В начале концерта Ангела Деноке спела с оркестром концертную арию Берга “Вино”, редкую, красивую и рельефную вещь. Все первое отделение стало ее мастер-классом по музыке Берга. А во втором отделении выход гостьи и не планировался. В этом со стороны Большого театра был даже известный шик – пригласить певицу такого уровня не ради сольного концерта, а ради пары номеров в программе. Я бы предпочел услышать оркестровые песни Рихарда Штрауса, тем более что они есть в репертуаре артистки. Но вторую часть концерта заняла его симфоническая поэма “Дон Кихот”, где качественно и даже с душой солировал виолончелист Денис Шаповалов, а помогали ему солисты оркестра Инна Ли (скрипка) и Павел Федосеев (альт). И здесь в интерпретации Ведерникова преобладала академичная основательность, которой не помешал бы процент увлеченности, юмора и легкомыслия. Зато в оркестре никто не облажался. И, беря купно Берга и Штрауса, надо признать, что еще два-три года назад оркестр Большого таких партитур без явных потерь не осилил бы.