Тегеран не верит в санкции


В субботу совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, призывающую Иран предпринять ряд мер по укреплению доверия в ядерной области. В ее поддержку высказались 27 из 35 членов организации, включая влиятельных противников введения санкций против Тегерана – Россию, Китай и Индию. В документе Тегерану предлагается заморозить работы по обогащению урана и сотрудничать с инспекторами агентства, изучающими иранскую ядерную программу. Резолюция требует от гендиректора агентства Мухаммеда эль-Барадеи передать все документы, принятые МАГАТЭ по иранской проблеме, Совету Безопасности ООН. Однако заняться иранскими ядерными амбициями непосредственно СБ сможет не ранее марта, когда следующая сессия совета управляющих рассмотрит доклад эль-Барадеи об исполнении Ираном своих обязательств.

Последний пункт был внесен в текст резолюции по настоянию Москвы. Российские дипломаты рассчитывают до марта добиться согласия Ирана на создание российско-иранского СП по обогащению урана. В этом случае конечные фазы обогащения принадлежащего Тегерану урана будут происходить на российской территории. У Ирана тогда не будет технической возможности для обогащения урана до уровня, необходимого для создания оружия. По словам председателя международного комитета Госдумы Константина Косачева, чтобы предоставить иранцам дополнительные гарантии стабильных поставок ядерного топлива, Россия согласна на подключение к работе СП Китая, а возможно, и других государств. В Москве уверены, что если СП будет создано, то вопрос о санкциях станет неактуальным: единственной серьезной претензией к Ирану является именно его стремление обогащать уран на своей территории, говорит Косачев.

“Слава богу, что наши враги – идиоты <...>. Мы не нуждаемся в вас. Это вы нуждаетесь в иранском народе. Это самое смешное решение, которое я видел”, – прокомментировал в воскресенье иранский президент Махмуд Ахмадинежад решение МАГАТЭ. В ответ на резолюцию Иран заявил о возобновлении обогащения урана и прекращении внезапных проверок инспекторами агентства своих ядерных объектов. Представитель страны в СБ ООН Джавад Ваеди заявил в субботу, что российское предложение о создании уранового СП “не является более актуальным”. Однако уже в воскресенье иранский МИД сообщил, что Иран готов к диалогу с международным сообществом по своей ядерной проблеме и будет участвовать в намеченных на 16 февраля переговорах в Москве по созданию СП.

Переговоры могут увенчаться успехом, но будут крайне тяжелыми, уверена Розмари Холлис из лондонского Королевского института международных отношений. “После всех предыдущих жестких заявлений по ядерной проблеме Тегерану будет трудно отказаться от исследований по обогащению урана”, – говорит она. По мнению Холлис, иранцы просто не верят в возможность введения против них эффективных санкций в условиях высоких цен на нефть, а потому “в ответ на любое давление занимают еще более жесткую позицию”.

В свою очередь министр обороны США Доналд Рамсфелд заявил в интервью немецкой газете Handelsblatt, что для предотвращения создания Ираном ядерного оружия США рассматривают “все возможности, включая военную”. Ранее США заявляли, что о проведении военной операции говорить рано, хотя в принципе ее не исключали.