Nokia рвется вперед


На первом месте по поставкам в 2005 г., по данным MRG, снова оказался Samsung (23,5% рынка против 23,1% в 2004 г.). А вот Motorola и Nokia, занимавшие в 2004 г. вторую и третью позиции соответственно, в этом году поменялись местами – теперь у Nokia 21,8% рынка (18,6%), а у Motorola – 19,8% (22,7%). Четвертое место за собой по-прежнему сохранил Siemens, однако у него уменьшилась доля рынка – с 14,5% до 12,2%. Занимающий пятое место Sony Ericsson, наоборот, увеличил свою долю почти вдвое – до 11,1%.

В прошедшем году рост российского рынка мобильных телефонов замедлился. По оценке компании Mobile Research Group (MRG), если в 2004 г. в Россию было ввезено на 70% больше трубок, чем в предыдущем, то в 2005 г. рынок вырос только на 30% – до 33,2 млн трубок. Эту тенденцию подтверждают и исследования аналитической компании IDC (считают не ввезенные, а проданные телефоны). По их данным, в 2004 г. рост рынка сотовых телефонов составил 60%, в то время как в 2005 г. он увеличился всего на 18% – до 31,9 млн шт. По мнению MRG, замедление темпов роста связано с окончанием региональной экспансии сотовых операторов. В 2006 г. на рынок будет поставлено 36–39 млн телефонов, после чего рост российского рынка трубок прекратится, прогнозирует MRG.

По продажам места распределились несколько иначе. Первое место, по оценке IDC, занимает Nokia (21,7%), которая годом ранее была на четвертом месте. Второе место, как и раньше, занимает Samsung (20,5%). Motorola, бывшая в 2004 г. лидером рынка, опустилась на третье место (17,6%). Потерял свои позиции и Siemens, его доля снизилась с 18,7% до 16,6%, поэтому он переместился с третьего на четвертое место. Sony Ericsson по-прежнему на пятом месте, его доля выросла с 5,9% до 9,1%.

“Nokia увеличила свою долю из-за сильных позиций в среднем ценовом сегменте рынка, а также благодаря очень широкому модельному ряду”, – считает аналитик по рынку мобильных устройств российского представительства IDC Ксения Кирсанова. В MRG улучшение позиций Nokia связывают с тем, что компании благоволит крупнейший сотовый дилер – “Евросеть”. Действительно, если телефоны Samsung в 2005 г. занимали всего 7% в общих продажах “Евросети”, то по Nokia этот показатель составлял 20%. “Мы активно развивались в регионах, расширили сеть сервисного обслуживания, открыли целый ряд фирменных салонов и более активно занимались обучением персонала партнеров”, – говорит гендиректор подразделения Nokia, занимающегося продажей абонентского оборудования в СНГ, Кеннет Йонссон.

По мнению ведущего аналитика MRG Эльдара Муртазина, в 2006 г. Nokia и Samsung будут соревноваться за лидерство, причем более сильные позиции у Nokia, так как у нее больше моделей. Например, в IV квартале в Россию поставлялось 42 модели Nokia и 27 моделей Samsung. Вместе с тем, отмечает Муртазин, на руку Samsung должны сыграть более жесткий контроль дистрибуторов и каналов реализации телефонов, чем у Nokia, и высокая рекламная активность. По словам менеджера отдела телекоммуникаций российского подразделения Samsung Дмитрия Кузнецова, компания в этом году намерена вывести на рынок не менее 25 новых телефонов, но увеличивать маркетинговые расходы Samsung не намерен.

Motorola и Siemens потеряли свои доли из-за того, что не предлагают достаточного разнообразия телефонов, а их новые модели часто не могут успешно конкурировать с телефонами лидеров рынка, отмечает Кирсанова. “Motorola RAZR – отличный телефон, но его недостаточно для обеспечения продаж”, – считает вице-президент по маркетингу “Евросети” Владимир Богданов. А уменьшение доли Siemens, по мнению Богданова, связано с тем, что в 2005 г. мобильное подразделение компании купил BenQ. В компании согласны, что реорганизация не лучшим образом повлияла на их позиции. “Но в 2006 г. ситуация исправится”, – обещает гендиректор московского офиса BenQ-Mobile Сергей Яковлев. У компании есть пять моделей под брэндом Siemens и пять моделей BenQ, в этом году на рынок будет выведено 22 модели под двойным логотипом – Siemens-BenQ. В MRG считают, что вывод принципиально иных по идеологии и дизайну телефонов способен увеличить долю производителя на рынке. Вместе с тем появление двойной надписи на телефонах отрицательно скажется на их восприятии потребителями, считает Муртазин. В Motorola от комментариев отказались.

“Основная причина увеличения нашей доли рынка – это расширение модельного ряда”, – говорит директор отдела маркетинга Sony Ericsson в России Ирина Костина. “Компании удалось выпустить на рынок несколько очень ярких бестселлеров в высоком ценовом сегменте, в первую очередь К700 и К750, а также музыкальные телефоны серии Walkman”, – отмечает пресс-секретарь “Беталинка” Алексей Абрахманов. По мнению Богданова, при правильной дистрибуторской политике доля компании в 2006 г. может возрасти до 15%. При более адекватной ценовой политике у Sony Ericsson есть все шансы приблизиться к лидерам рынка, соглашается Абрахманов.