ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА: Буслов возвращается после успеха, Бессон – после провала


Следующая неделя полна важных премьер: выходят долгожданная вторая часть “Бумера” и новая, после шестилетнего перерыва, режиссерская работа Люка Бессона, незабвенная Сара Джессика Паркер появится на экране в розовом платье и очередных сногсшибательных туфлях, Джордж Клуни демонстрирует исключительную гражданскую сознательность, а Азия Ардженто – полную беспринципность и распущенность.

“Бумер. Фильм второй” (Россия, режиссер Петр Буслов, звезды – Николай Олялин, Владимир Вдовиченков, Александр Голубев, Андрей Мерзликин, Светлана Устинова) – продолжение самой успешной русской криминальной драмы последних нескольких лет, которого, по-хорошему, не должно было быть. Главный герой первого “Бумера” по кличке Кот (Вдовиченков) был убит на наших глазах милиционером. Совершенно недвусмысленно расстрелян из “Калашникова”. Однако его решили воскресить для нового важного путешествия в страшной черной машине по российской провинции. Кот, у которого по-прежнему душа не на месте, должен исполнить некое обещание и помочь нескладной девчонке, готовой повторить его ошибки. В сущности, кино вышло почти про то же, что и первая часть, с той лишь разницей, что у неприкаянного героя времени появился шанс устроить, наконец, свою жизнь. Режиссер Буслов поставил себя в сложные условия. От нового фильма ждут гораздо большего, чем от предыдущего (от первого-то ничего заранее не ждали). Буслов, оказавшийся в роли ответственного за “дух нашего времени”, должен был сказать по этому поводу нечто новое. В этом он, пожалуй, не преуспел. Но продолжение получилось достойное начала, что уже большое достижение.

“Ангел-А” (Франция, Angel-A, режиссер Люк Бессон, в главных ролях – Жамель Деббуз, Ри Расмуссен) – изящная черно-белая картина заведующего французским кино Люка Бессона. После провала “Жанны д’Арк” Бессон не ставил фильмы как режиссер. Как продюсер и сценарист – сколько угодно. К режиссуре он вернулся с подчеркнуто камерным и старомодным проектом. Едва ли не треть фильма главные герои просто стоят к нам лицом и обсуждают свои проблемы. Мелкий парижский мошенник, суетливый однорукий коротышка, врун и подлец, задолжав чуть ли не всем бандитам города, решил, что жизнь его пропала, и пошел прыгать с моста, где обнаружил девушку, высоченную блондинку модельной наружности, которая тоже считает, что недостойна жить. Сперва он спасает ее, а потом она помогает ему решить все проблемы и обрести наконец веру в себя, любовь и душевный покой. Завязка так похожа на начало фильма Патриса Леконта “Девушка на мосту”, тоже, кстати, черно-белого, что впору упрекать Бессона в плагиате, но, к счастью, развиваются истории все-таки по-разному. Незатейливый сюжет Бессону, похоже, был не так уж важен. Он стал лишь поводом для путешествия странной парочки по Парижу. Таким мы видели этот город в фильмах магического французского реализма пятидесятилетней давности. Он настолько прекрасен, что несколько вымученная интрига совершенно не раздражает, а клоунский дуэт, пожалуй, даже радует.

Фильм в прокате с 7 марта

“Любовь в большом городе” (США, Failure To Launch, режиссер Том Дей, звезды – Сара Джессика Паркер, Мэтью МакКонохи) – все комедии с Сарой Джессикой Паркер теперь вызывают неистребимые ассоциации с известным телесериалом. Та же история была, например, с недавней мелодраматической комедией “Привет семье”. За несколько сезонов “Секса и города” Паркер так навострилась изображать Кэри Брэдшоу, что теперь по инерции продолжает ее тиражировать. На этот раз ей предстоит заняться личной жизнью тридцатилетнего господина (МакКонохи), который никак не может повзрослеть. Его родителям надоело, что мальчик все еще живет с ними и не в состоянии создать собственную семью, и нанимают барышню (Паркер), которая должна этот процесс стимулировать. Судя по колоссальному количеству фильмов об инфантилизме тридцатилетних, выходящих в Америке, проблема действительно очень актуальная.

“Спокойной ночи и удачи” (США, Великобритания, Япония, Франция, Good Night & Good Luck, режиссер Джордж Клуни, в ролях – Роберт Дауни-мл., Фрэнк Ланджелла, Джордж Клуни, Рей Уайз, Дэвид Стрэсейрн) – вот и Джордж Клуни снял черно-белую картину. Кажется, намечается тенденция. Это вторая режиссерская работа Клуни. Первая – “Признания опасного человека”. Оказалось, что Клуни-режиссер, пожалуй, даже поинтереснее, чем Клуни-актер, хотя номинации на “Оскар” он все еще получает актерские. Как постановщика и продюсера Клуни интересует прежде всего кино политическое. Свежий пример – спродюсированная им “Сириана”. В новом фильме он рассказывает несколько эпизодов из жизни легендарного американского либерального тележурналиста Эдварда Мюрроу, который не побоялся в свое время пойти на конфликт с сенатором Джозефом Маккарти. Идея “Спокойной ночи и удачи” очень проста и даже банальна – журналисты, и особенно телевизионные, должны говорить правду и отстаивать свободу слова при любом режиме, напоминает фрондер Клуни. Благодаря правлению Джорджа Буша-мл. для Америки эти простые истины стали вновь актуальны, и либеральная пресса готова носить режиссера на руках. Тема, кстати, актуальна не только для Америки. Главная же заслуга Клуни в том, что он ухитряется делать злободневное политическое кино очень элегантно, не впадая в истерику и не увязая в штампах. Так что “Спокойной ночи и удачи” – одна из самых занятных премьер недели.

“Цыпочки” (США, Великобритания, Япония, Франция, The Heart is Deceitful Above All Things, режиссер Азия Ардженто, звезды – Азия Ардженто, Питер Фонда, Вайнона Райдер, Орнелла Мути, Мэрилин Мэнсон) – седьмой режиссерский фильм Азии Ардженто, предпочитающей ставить картины экстремально жестокие и скандальные. Российское прокатное название на редкость неадекватно. Конечно, оригинальное, которое можно перевести примерно как “Сердце лжет о многом”, несколько громоздко. Но “Цыпочки” – просто дезориентирует. Никаких цыпочек здесь не будет. Это кино снято по циклу автобиографических рассказов трансвестита, музыканта и писателя Джея Ти Лероя (помимо прочего он сочинил сценарий к фильму Гаса ван Сента “Слон”). В них речь идет о мальчике, которого мать, проститутка и наркоманка (Ардженто), постоянно бросает, а то и просто продает своим клиентам. Еще у ребенка есть бабушка с дедушкой – дикие религиозные фанатики, которых выносить совсем невозможно. Жизнь ребенка напоминает устрашающий ролик социальной рекламы – наркотики, насилие, нищета и безразличие. Все это тем не менее, как ни странно, не убивает в мальчике привязанности к своей беспутной матери. Ардженто показывает такую изнанку Америки, что лучше бы даже и не видеть. Неудивительно, что у картины были серьезные трудности с прокатом.

Фильмы в прокате с 9 марта