КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Участь пионера


Что теперь будет с компанией Rust Inc., названной в честь своего владельца Рустама Тарико? Чем он теперь восполнит потерю эксклюзивных прав на торговлю дорогими, но достаточно популярными алкогольными напитками – виски Jonnie Walker, джин Gordons, водка Smirnoff? У компании пока нет на это ответа. Наверняка над ним сейчас напряженно думает Эберхард Ленайзен, возглавлявший восточноевропейское отделение McKinsey, а недавно перешедший на работу в группу “Русский стандарт”, принадлежащую “Русту”. Должны они с Тарико найти выход, обнаружить еще никем не занятый эксклюзив на популярные напитки класса премиум. Или сделать их таковыми.

“Руст” поднялся именно на этом – на эксклюзивности и работе на опережение. Только сейчас, изучая не слишком богатую информацию о компании Rust Inc. с ее официального сайта, я поняла, что именно компания Тарико ввезла в Россию ту самую бутылку вермута Martini, которую я, счастливая, везла домой из Елисеевского гастронома. Было это в начале 90-х, в эпоху дефицита, и я радовалась высокой цене напитка и непопулярности вермута в народе – только поэтому Martini Rosso достался мне ценой минимальной давки. Именно Rust Inc. быстро сделал этот напиток самым популярным у девушек, и многие верны ему до сих пор. Правда, продает его в России уже не Тарико, а сама компания Bacardi-Martini, открывшая свое представительство. Потом, кстати, у избежавших нищеты россиян наступила “эпоха виски” (у мужчин) и “джин-тоника” (у женщин). И опять дистрибутором виски и джина и рома самых популярных иностранных марок оказалась компания Rust Inc. А когда поставщик этих напитков – United Distillers объединился c IDV, его российскому партнеру досталось еще и право торговать в нашей стране водкой Smirnoff. И даже встреча на полках магазинов двух дальних родственников – водок Smirnoff и “Смирновъ” – создавала проблемы скорее владельцам этих брэндов, но не поставщикам. А Rust двигался дальше: создал банк и первым начал выдавать потребительские кредиты, начал делать собственную премиальную водку “Русский стандарт”, получил эксклюзив на выпуск карточек American Express.

Однако водки-однофамилицы на этой неделе решили воссоединиться, и компания Тарико неожиданно осталась за бортом. Западный партнер Rust Inc. – компания Diageo теперь будет продавать свои популярные в России напитки сама (ну, точнее, в партнерстве с “А1”, владеющей маркой “Смирновъ ”). Недавно открывшийся “Американ Экспресс Банк” пока не выпускает одноименные карточки, но когда-нибудь начнет. А бывший партнер – разливавший “Русский стандарт” завод “Ливиз” – теперь сам претендует на торговый знак “Русский стандарт”, не дожидаясь даже решения руководителя Роспатента об аннулировании прав “Руста”. Такова участь пионера бизнеса: придумывать, пробиваться, развивать. А потом обнаруживать в своих бывших партнерах конкурентов, решивших самостоятельно собирать урожай с возделанного поля. Тарико уже пора к этому привыкнуть.