Пиратский кодекс


Правительство хочет полностью переписать законодательство о защите интеллектуальной собственности. Эксперты подготовили законопроект четвертой главы Гражданского кодекса (ГК), который правительство собирается рассмотреть в ближайшие две недели. Об этом в интервью “Российской газете” заявил руководитель рабочей группы по подготовке этого законопроекта, председатель Высшего арбитражного суда, советник президента Вениамин Яковлев. В его приемной “Ведомостям” вчера сказали, что он не сможет прокомментировать законопроект по телефону.

Вокруг законопроекта разгораются нешуточные страсти. “Кроме его авторов, против закона возражают все”, – говорит директор некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) Дмитрий Соколов. Дополнительно проработать концепцию и текст проекта рекомендуют профильные министерства – Министерство образования и науки, Минэкономразвития и Мининформсвязи. “Проект не соответствует действующему ГК ни по своей структуре, ни по понятийному аппарату, ни по отраслевой принадлежности”, – пишет в заключении на законопроект замминистра культуры и массовых коммуникаций Леонид Надиров.

Согласно заключению замминистра экономического развития Андрея Шаронова, положения законопроекта противоречат соглашению ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и Парижской конвенции о промышленной собственности. А замминистра Мининформсвязи Дмитрий Милованцев указывает на конфликт между концепцией законопроекта и тенденциями развития международного законодательства, которое не предусматривает создание специального кодекса по интеллектуальной собственности в отдельной части ГК.

Завкафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву в России Михаил Федотов предупреждает, что принятие четвертой главы ГК означает отмену действующего законодательства и разрушение сложившейся практики. Проект можно расценить как попытку торпедировать процесс присоединения России к ВТО, поскольку ряд его положений противоречат международным соглашениям, предупреждает Федотов на сайте кафедры ЮНЕСКО.

С ним согласен представитель Microsoft по связям с органами госвласти в России и СНГ Кирилл Смирнов. По его словам, принятие четвертой главы ГК означает автоматическую отмену ранее принятых законов по интеллектуальной собственности – патентное законодательство, закон об авторском праве и смежных правах и закон о товарных знаках. При этом в рамках вступления России в ВТО претензий к отечественному законодательству не было, требовалось изменить лишь практику применения законов, говорит Смирнов. Он предупреждает, что изменение ГК ударит именно по правоприменению – судам и правоохранительным органам придется заново разбираться в хитросплетениях закона.

Законопроект вызовет паралич работы правоохранительной системы по борьбе с пиратством, опасается Соколов из НП ППП. Он рассказывает, что в последние годы прошла отладка правоприменения, в тонкостях законодательства по интеллектуальной собственности разобрались судьи и офицеры милиции – а теперь их всех придется заново переучивать.

“В нынешнем виде этот закон нельзя принимать ни в коем случае”, – уверен юрист Андрей Миронов, специалист по интеллектуальной собственности. По его словам, закон противоречит по форме, структуре и содержанию всему ГК и может разрушить всю законодательную систему по интеллектуальной собственности, формировавшейся последние 12–13 лет. Он говорит, что в проекте вообще слишком много неточностей, недоработок и спорных новаций.