“Мегатрон” идет ва-банк


В понедельник в Томске вступило в силу положение гордумы о порядке размещения игровых салонов и автоматов на территории города. В течение месяца с момента вступления положения в силу томские предприниматели должны убрать залы игровых автоматов из жилых домов, торговых центров, вокзалов, образовательных и медицинских учреждений, учреждений культуры, с остановок общественного транспорта. В разосланных владельцам салонов уведомлениях мэрия предупредила, что за неисполнение ее требований будут наложены штрафы: для индивидуальных предпринимателей в размере 40–50 МРОТ, а для юрлиц – 800–1000 МРОТ (копия этих документов имеется в распоряжении “Ведомостей”). В управлении потребрынка мэрии Томска подтвердили эти требования, но комментировать их отказались. По словам депутата Томской гордумы, члена комитета по экономике и развитию предпринимательства Владислава Левчугова, муниципалитет будет применять к нарушителям “все возможные меры, в том числе и судебные иски о принудительном прекращении деятельности”.

Но некоторые участники игорного рынка решили не дожидаться штрафов и исков от мэрии и сами обратились в прокуратуру. Региональная дирекция по Западной Сибири столичной компании “Мегатрон” обратилась в прокуратуру Томской области с требованием опротестовать областной закон о размещении объектов игорного бизнеса. Как пояснил “Ведомостям” региональный директор “Мегатрона” по Западной Сибири Сергей Комиссаров, облдума ввела дополнительные ограничения, запретив размещение игорных заведений в зданиях и комплексах, не указанных в постановлении правительства РФ “О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений”. По его словам, также местные законодатели установили такое понятие, как “прилегающая территория”, не разъяснив его. Комиссаров пояснил, что сразу не обжаловали этот закон потому, что с момента принятия облдумой закон фактически бездействовал, а представители “Мегатрона” вели переговоры с администрацией области и депутатами, надеясь разрешить ситуацию и получить разъяснение понятия “прилегающая территория”.

По словам Комиссарова, до принятия федерального закона “Об игорном бизнесе”, который прошел пока только первое чтение, менеджмент томских “Вулканов” не будет выполнять уведомлений о закрытии залов. “Убытки от переноса салонов, включая расторжение договоров аренды и демонтаж оборудования, будут исчисляться для компании десятками миллионов рублей, – говорит Комиссаров. – А более мелких операторов просто разорят такие затраты”. По данным Комиссарова, реализация местного закона заставит уйти с томского игорного рынка около 60% участников.

Старший помощник прокурора Томской области Галина Жога говорит, что в прокуратуре знают о принятом законе, но заявлений с просьбой опротестовать закон областной думы от участников игорного бизнеса, в частности от “Мегатрона”, пока не получили.

Юрист Центральной коллегии адвокатов Дмитрий Максимов полагает, что у жалобы “Мегатрона” сильные перспективы. “Размещение объектов игорного бизнеса относится к вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, – говорит Максимов. – А лицензирование – предмет ведения федеральной власти, поэтому томские депутаты несколько превысили свои полномочия”. С Максимовым согласен и адвокат компании “ЮрКонсалт Трейд” Олег Никуленко. “Постановление правительства дает исчерпывающий перечень зданий и комплексов, где нельзя размещать игровые автоматы, не допуская возможности расширительного толкования, – говорит юрист. – А по общему правилу региональные нормативные акты не должны противоречить федеральным”.

В Новосибирске, например, подобный законопроект, разработанный горсоветом, вообще был заблокирован депутатами областного совета, которые отказались его принимать и рекомендовали горсовету отозвать проект. Начальник государственно-правового отдела Новосибирского облсовета Тамара Филиппова говорит, что предпринимательскую деятельность должно регулировать федеральное законодательство. Филиппова тоже считает, что у “Мегатрона” есть шансы опротестовать закон Томской области.