ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Почему я беспокоюсь за Россию


Россия по-настоящему обогатила мир. Историю музыки невозможно представить без российских композиторов. На что была бы похожа наша культура без таких литературных гениев, как Достоевский? Российские инженеры не только одолели вечную мерзлоту, но даже выиграли космическую гонку благодаря первым спутникам. Россия сейчас переживает значительный экономический рост. Ее богатство природными ресурсами, такими, как нефть и газ, – главный источник доходов как для граждан, так и для государства. Внешний долг выплачивается с опережением графика, устаревшие заводы и оборудование модернизируются. Существуют значительные средства для инвестиций в инфраструктуру. Означает ли все это, что Россия является развивающимся рынком?

Нет, ни в коей мере. Называть так Россию было бы в корне неправильно. Экономика России – зрелая экономика. Но еще в советские времена она настолько потеряла в темпах роста, что по уровню доходов приблизилась к показателям, характерным для развивающихся рынков. Это не “развивающаяся” экономика, а экономика, которая живет за счет своих богатств. Вывод активов практикуется очень широко. Страна выкачивает ресурсы, продает их и живет на эти доходы – довольно комфортно в большинстве случаев. Однако инвестиций делается недостаточно. Очень мало россиян, особенно молодых россиян, активно участвует в становлении стабильного общества с демократическими институтами. Крайне мало работников таких же трудолюбивых, как корейцы, или таких старательных, как китайцы. В итоге экономика оказывается недостаточно рыночно-ориентированной, а население недостаточно готово к тем временам, когда бум на сырьевых рынках закончится.

Что касается нас, друзей и соседей России, то мы недостаточно встревожены, недостаточно смелы, чтобы открыто говорить с Россией об этих недостатках. Мы культивируем наши дружеские отношения с Россией по вполне очевидной причине: чтобы гарантировать нам самим доступ к природным ресурсам этой страны. Мы пригласили Россию в группу семи и “не заметили” ущемления прав человека. Мы молчаливо терпим политическое давление, которое Россия оказывает на своих ближайших соседей.

Но настоящая катастрофа кроется в демографической обстановке в России. Кажется, Россию нисколько не заботит ее будущее – ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе. В самом деле, многое указывает на то, что ее не интересует даже то, что будет завтра. Все меньше россиян вступают в брак; крайне мало рождается детей: за последнее десятилетие этот показатель составил 1,3 рождения на женщину детородного возраста. И, как будто этого еще недостаточно, существует очень тревожная проблема наплевательского отношения россиян к своему здоровью (распространение СПИДа, злоупотребление алкоголем), что отражается на уменьшении продолжительности жизни. Именно этим Россия особенно резко отличается от всего остального мира. Если России в ближайшее время не удастся разработать и провести далекоидущие, революционные изменения в менталитете своих граждан, к середине столетия она установит печальный рекорд: самая быстро растущая страна Старого Света, которая быстрее всех скатилась к малозначимой роли в мире.