$29,5 млн для пенсионеров


IPO ТМК намечено на конец осени. Компания может разместить около 15–20% акций за $600–800 млн. IPO ТМК решили воспользоваться бывшие миноритарии компаний – предшественниц Волжского трубного завода (ВТЗ).

В июне иск против ВТЗ в арбитражный суд Волгоградской области подал Союз ветеранов труда города Волжского. В инвестмеморандуме к размещению евробондов ТМК говорится, что пенсионеры требуют с ВТЗ компенсацию в $29,5 млн за погашенные акции АООТ “ВТЗ”. Суд дело к рассмотрению не принял, но, по словам руководителя союза Ивана Гудименко, он уже подал апелляцию. 72-летний пенсионер рассказал “Ведомостям”, что проработал на заводе 30 лет, был главным инженером, а за свои 244 акции при ликвидации АООТ не получил ни копейки. Иск он подал по доверенности еще от 730 пенсионеров, владевших 1,34% акций АООТ.

Претензии по второму этапу реорганизации есть у ЗАО “Рега-Сервис”, которое было акционером СП ВТЗ (38,7%) и ВТЗ-ЭМК (34,9%). Гендиректор “Рега-Сервиса” Георгий Дутов утверждает, что его даже не уведомили о собрании акционеров СП ВТЗ и ВТЗ-ЭМК, принявших решение о ликвидации. В конце 2005 г. “Рега-Сервис” подал иск в волгоградский арбитражный суд и заявление в прокуратуру против инспекции ФНС по городу Волжскому, зарегистрировавшей ликвидацию обществ. Прокуратура возбудила уголовное дело, но Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в апреле не нашел нарушений в действиях налоговиков. Свой ущерб “Рега-Сервис” оценивает в $23–25 млн. Дутов говорит, что претензий к ТМК не имеет, виновными считает акционеров МДM-банка. Они пытались договориться с “Рега-Сервисом” о мирном разрешении спора через адвокатскую контору “Яковлев и партнеры”, говорит Дутов, но неудачно. Зато вопрос о выплате около $3 млн за акции ликвидированных обществ согласилась рассмотреть сама ТМК. В письме к “Рега-Сервису” гендиректор ТМК Константин Семериков объясняет, что ТМК не считает себя виноватой, но хочет сохранить свое доброе имя и репутацию. Представители ТМК и акционеров МДМ-банка от комментариев отказались.

Бывшие собственники редко оставляют без внимания выход компании на биржу. Так, сразу после IPO “Евраза” экс-совладелец Качканарского ГОКа Джалол Хайдаров пытался через суд Люксембурга арестовать 84,4% акций ГОКа и приостановить торги акциями “Евраза” (группа купила эти акции в 2004 г. у бывшего партнера Хайдарова – Искандера Махмудова). Накануне IPO “Мечела” ООО “Нэрион” пыталось оспорить правильность оценки предприятий группы, что могло стать поводом к ликвидации компании. А экс-совладельцы НЛМК братья Саймон и Дэвид Рубены накануне размещения НЛМК в Лондоне напомнили, что нынешний его собственник Владимир Лисин не выполнил перед ними всех обязательств.

Партнер юрфирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин говорит, что юридические обоснования подобных претензий, как правило, не очень сильны. Тут все зависит о того, какое решение примет Пумпянский: он может закрыть эти конфликты или подробно прописать их в меморандуме к размещению, объясняет Тутыхин.