НДС и НСП: Продать налог с продаж


Глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович предложил в 2009–2011 гг. заменить сегодняшнюю российскую систему НДС на 10%-ный налог с продаж (НсП). Несмотря на то что от уплаты НДС сложней уклониться, поскольку он собирается на каждой стадии производства, мы думаем, что НсП может оказаться лучше приспособлен к российской реальности, поскольку он гораздо проще в администрировании. По нашим подсчетам, 10–11%-ный НсП будет иметь такой же эффект для бюджета, как и введение 13%-ной ставки НДС, поэтому мы бы одобрили такое решение как меру улучшения неуклюжей (поскольку неэффективной и дорогой) российской налоговой системы.

Впервые Дворкович выдвинул эту идею в 2004 г. В настоящий момент это предложение находится на стадии подготовки, но в ближайшее время оно будет готово. Напомним, что налог с продаж – 5% – в России существовал до 2004 г. и собирался региональными властями.

Этот налог – предмет горячих споров внутри правительства. Премьер-министр Михаил Фрадков предлагал понизить ставку НДС с сегодняшних 18% до 13%, что, по его прогнозам, стоило бы бюджету $14 млрд. Это предложение создало конфликт между премьером и либеральной частью правительства – министром финансов Алексеем Кудриным и министром экономического развития Германом Грефом, которые посчитали, что такое снижение безответственно с бюджетной точки зрения, а потенциальный выигрыш экономики сомнителен. Между тем, по расчетам Дворковича, 10%-ный налог с продаж окажет такое же воздействие на бюджет, как и 13%-ная ставка НДС.

Основное различие в том, что НДС – это налог на разницу между ценой товара или услуги до налогообложения и себестоимостью этого товара или услуги, в то время как налог с продаж взимается с продажной цены. С точки зрения широты охвата НДС в основном считается более эффективным, поскольку взимается на всех стадиях производства. Однако с точки зрения собираемости замена НДС на налог с продаж, по нашему мнению, будет осмысленной, поскольку административные издержки по сбору НДС значительно выше и создают более высокий уровень бюрократизации.

Европейские государства облагают НДС гораздо большее количество товаров и услуг, чем, например, это делают США с помощью налога с продаж. Это значит, что введение последнего должно привести к сокращению издержек множества компаний, задействованных в производственной цепочке (особенно тех, кто не связан с розничной продажей). Кроме того, благодаря более простой процедуре введение налога с продаж также означает снижение административных затрат для властей.

Но существуют две проблемы, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, при взимании налога с продаж нет таких возможностей проверки собираемости, какие существуют при сборе НДС, что увеличивает вероятность масштабных злоупотреблений. Во-вторых, хотя и НДС, и налог с продаж практически платятся потребителями, НДС менее заметен. Потребители воспринимают НДС как налог, приходящийся в большей степени на производителей, в то время как налог с продаж собирается на уровне розницы и непосредственно бьет по карману каждого потребителя.

Сегодня весь НДС поступает в федеральный бюджет. В 2005 г. Россия собрала 1,47 трлн руб. ($52 млрд) НДС, или 46% от всех федеральных налоговых поступлений и 6,8% ВВП, что делает его наиболее важным налогом для федерального бюджета. Текущая ставка НДС составляет 18%, но также существует пониженная ставка в 10% для социально значимых товаров. Представим, что вводится налог с продаж с плоской шкалой, т. е. не будет никаких скидок; примем прошлогодний номинальный уровень потребления (10,153 трлн руб., или $358,7 млрд) за базу налогообложения, и мы сможем высчитать бюджетный эффект от различных ставок налога с продаж (см. таблицу).

10%-ный налог с продаж принесет 1,015 трлн руб. ($35,9 млрд). Между тем понижение НДС с 18% до 13%, по нашим подсчетам, приведет к бюджетным потерям на уровне $14 млрд (по данным за 2005 г.). Вычтя $14 млрд из прошлогодних доходов от НДС ($52 млрд), мы получим сумму в $38 млрд, что означает, что замена НДС на 10–11%-ный налог с продаж, как предлагает Дворкович, будет иметь такой же эффект для бюджета, как и понижение НДС до 13%. Учитывая, что сейчас ставка НДС составляет 18%, нейтральным для бюджета будет НсП на уровне 14–15%.

Суммируя, можно сказать: наши черновые подсчеты показывают, что введение НсП даст такой же эффект, как и 13%-ный НДС, предлагаемый Фрадковым. Тем не менее введение налога с продаж приведет к сокращению бумажной работы как для бизнеса, так и для власти. И хоть в чисто теоретическом плане предпочтительнее НДС, поскольку его база шире, мы думаем, что России чрезвычайно необходима более эффективная и управляемая налоговая система и налог с продаж будет хорошим шагом в этом направлении.