Одна биржа – два регулятора


В четверг NYSE Euronext подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) заявление о регистрации – свой первый документ под объединенным названием. На 750 страницах описаны подробности сделки, в результате которой будет создана крупнейшая в мире фондовая биржа с капитализацией порядка $22 млрд.

Одним из самых острых вопросов этого слияния остается регулирование объединенной биржи. Инвесторы и руководство Euronext опасались, что после слияния с NYSE и самой бирже, и торгующимся на ней компаниям придется выполнять требования акта Сарбейнса – Оксли. Хотя SEC утверждает, что американские надзорные требования на Euronext распространяться не будут, панъевропейская биржа решила подстраховаться. Еще в июне было решено передать лицензии всех пяти площадок под ее управлением – фондовых бирж Парижа, Амстердама, Брюсселя и Лиссабона, а также Лондонской международной биржи финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE) – в специально создаваемый траст.

NYSE и Euronext договорились, что объединенная биржа будет работать как два автономных подразделения – в США и Европе, – подчиняющихся местным регуляторам. Трастовых компаний учреждается тоже две – в Нидерландах и Делавэре. В трастовой компании Euronext будет три директора – два европейских и один американский, пишет Reuters. Они будут следить, чтобы законы, принимаемые в США, не оказывали влияния на регулирование европейских компаний. Делавэрской компанией с аналогичными функциями будут управлять два американских директора и один европейский.

За последний месяц, по данным Reuters, акции NYSE подорожали на 20%, и аналитики утверждают, что сейчас у сделки больше шансов получить одобрение акционеров Euronext на внеочередном собрании в декабре. “Благодаря росту акций за последние несколько недель положение NYSE стало гораздо лучше, – говорит аналитик Man Securities Мамун Таци, – и ее предложение о слиянии выглядит более правдоподобным”. “Но ситуация меняется быстро, и я не поручусь, что NYSE уже обеспечила себе поддержку сделки, – до декабря все снова может измениться”, – добавляет он.

К тому же часть инвесторов Euronext, например Children’s Investment Fund, по-прежнему отдают предпочтение сделке с Deutsche Boerse – они полагают, что предложенные NYSE 8 млрд евро ($11 млрд) недооценивают панъевропейскую биржу. Но, похоже, правительство Германии не так уж горячо относится к слиянию Deutsche Boerse с Euronext. В четверг немецкий министр финансов Пер Штайнбрюк заявил, что поддерживает такую сделку, но все же “не любой ценой”. При подготовке соглашения нужно учитывать рыночную капитализацию бирж, добавил он. Сейчас капитализация NYSE составляет $11,22 млрд, Euronext – $10,78 млрд, Deutsche Boerse – $15 млрд.

В отчете, поданном в SEC, говорится, что Euronext в конце 2005 – начале 2006 г. вела переговоры еще с одной крупной биржей США. Они продолжались до апреля. В то время частью бизнеса Euronext интересовалась самая дорогая фондовая площадка США – Chicago Mercantile Exchange, но ее представители от комментариев отказываются. (Использованы материалы WSJ, FT.)