Десять лет спустя


В программах фестиваля случайных имен нет. Почти все композиторы – с европейской репутацией, будь то житель Ташкента Дмитрий Янов-Яновский, лондонец Артем Васильев или москвичи: от 30-летнего Дмитрия Курляндского до 59-летнего Виктора Екимовского, официального преемника Денисова на посту председателя Ассоциации современной музыки. Программы исполнит эталонный московский Ансамбль современной музыки, основанный еще самим Денисовым по образцу парижского ансамбля Пьера Булеза.

Современная академическая музыка – где тут гарантии? Разве знаешь наперед, что тебя ждет хоть одно сочинение, которое не будет завтра же по справедливости забыто? Фестиваль «Пространство Эдисона Денисова» – запланированное исключение. Посвящен он 10-летию смерти лидера.

Благодаря Денисову российская музыка стала частью европейской. В 60-е годы он одним из первых установил полулегальные контакты с музыкантами Запада и привил на нашей почве принципы авангарда (порой трактуя их решительно наоборот). Для него, математика по первому образованию, музыкальный прогресс был сродни научному. Долгое время Денисову официально не разрешали преподавать композицию. Однако сегодня школа его учеников и последователей насчитывает уже два поколения.

Пьер Булез и Янис Ксенакис – французские собратья Денисова по духу – тоже прозвучат на фестивале. Одну из программ сыграет Национальный филармонический оркестр России в Большом зале консерватории. Это вообще исключительное событие, поскольку названные классики авангарда в симфоническом формате исполнялись в Москве каждый по разу за двадцать лет. К ним примкнут Анри Дютийе и ряд швейцарских композиторов.

Фестиваль, само собой, не охватит явлений, покойному лидеру принципиально чуждых. В свое время Денисов нетолерантно критиковал соратников, отступивших от прогрессивной линии, чем принес им только пользу: именно пыл сопротивления безусловному вождю помог композиторам вроде Владимира Мартынова прийти к идеям минимализма и «новой простоты».

Зато в каждой программе стоит сочинение самого Эдисона Денисова. В его музыке сквозь деловитость и слегка французскую холодность всегда просвечивали неявная мелодичность и типично русская сентиментальность.

Поэтому сегодня она по душе и тем, кого уже перестало увлекать слово «авангард».

25 октября – 5 ноября, на сценах Консерватории, Дома музыки, Музея им. Глинки, сайт: www.iscmrussia.ru