России не хватает верфей


Вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал приказ “О развитии производственных мощностей судостроительной промышленности”. В нем говорится о том, что министерство приступает к сбору предложений от участников рынка по разработке технико-экономических обоснований строительства в России трех судостроительных комплексов в Западном, Дальневосточном и Северном регионах.

Технические задания к каждому из трех проектов подразумевают создание верфей для строительства крупнотоннажных судов (танкеры, балкеры и газовозы дедвейтом свыше 80 000 т) и морских платформ для работы на шельфе суммарным дедвейтом не менее 500 000 т в год. Как государство намерено стимулировать инвесторов к строительству новых верфей, в Минпромэнерго не говорят. Но в приказе говорится, что заявки от потенциальных интересантов должны содержать помимо прочего предполагаемый объем инвестиций со стороны государства. Христенко поручил своим подчиненным отчитаться о сборе предложений к 30 марта. Директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев заявлял ранее, что министерство уже получило ряд предложений со стороны потенциальных инвесторов, но конкретных интересантов не назвал.

К строительству верфей государство может попытаться привлечь “Газпром” и нефтяников, заинтересованных в развитии шельфовых месторождений и строительстве флота для транспортировки сырья, предполагает бывший гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский. Но оптимизма чиновников он не разделяет. “Российские судостроители на десятилетия отстали от коллег из Европы и Юго-Восточной Азии”, – соглашается член совета директоров Выборгского судостроительного завода Сергей Завьянов. По оценке Шуляковского, одна верфь на Северо-Западе будет стоить около $1 млрд, а срок ее окупаемости составит не менее 25 лет.

“В условиях, когда почти любое судно можно построить на верфях Юго-Восточной Азии, где себестоимость производства ниже, чем в России, создавать новые судостроительные мощности здесь нецелесообразно”, – отмечает Шуляковский. Представитель Объединенной промышленной корпорации, в которую входят Балтийский завод и “Северная верфь”, говорит, что проект модернизации “Северной верфи”, не предусматривающий финансирования со стороны государства, будет реализован в заметно меньшие сроки, чем возможное строительство новых предприятий.

Судовладельцы к проектам строительства новых мощностей также относятся сдержанно. Представитель Дальневосточного морского пароходства отмечает, что при покупке судов заказчик ориентируется не на страну-изготовителя, а на технические характеристики и соотношение цена/качество.