Разумно дорого


Спрос на искусство второй половины XIX в. стабилен, цены на произведения импрессионистов и модернистов растут, но без особых рывков, что и подтвердили нынешние торги Sotheby’s. На них было продано 90% лотов, и 36 из них за сумму, превышающую $1 млн. Причем не было никаких сенсаций вроде необъяснимого превышения стартовой цены в десятки раз, что регулярно случается на торгах русским искусством, где азарт участников рушит все экспертные оценки. Большинство лотов были проданы или в пределах эстимейта, или немного ниже него, или с разумным превышением, объяснимым высоким художественным качеством произведений.

Топ-лот торгов – акварель Поля Сезанна “Натюрморт с зеленой дыней” – был продан за $25,5 млн при эстимейте в $14–18 млн. Это рекордная сумма для графического произведения классика французской живописи. $23,3 млн было заплачено за картину Лайонела Фейнингера “Иезуиты III”. Имя этого американского художника, входившего в круг немецких импрессионистов и часть жизни прожившего в Германии, не на слуху, но известно. Его выставленная на торги экспрессионистская работа очень эффектна, поэтому объяснимо, что она была продана значительно выше предполагаемых $7–9 млн.

За цену в $13–15 млн были куплены несколько произведений: “Голова Арлекина” Пабло Пикассо (“розовый” период) и его же “Любовники”, “Одалиска” Анри Матисса, “Заводы” Фернана Леже и “Большой цирк” Марка Шагала. За $5,4 млн (ниже эстимейта) продали “Белый звук” Василия Кандинского. Этот классик авангарда, как и Малевич с Шагалом, по-прежнему остается самым ценимым антикварным рынком художником русского происхождения.

Самым дорогим лотом сразу следующих в Нью-Йорке за Sotheby’s торгов работами импрессионистов и модернистов, организованных аукционным домом Christie’s, будет один из ранних портретов Ольги Хохловой Пабло Пикассо: его предварительная оценка – $18 млн.