Меняем нефть на бензин


В пятницу президент “Роснефти” Сергей Богданчиков и гендиректор англо-голландской Royal Dutch Shell Йерун ван дер Вир подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, сообщили вчера в совместном заявлении Shell и “Роснефть”. Соглашение предусматривает возможность совместной реализации проектов в области разведки и разработки месторождений нефти и газа, добычи углеводородов, а также их переработки и сбыта, говорится в пресс-релизе.

Обсуждение совместных проектов находится на начальной стадии, а потому говорить о чем-то конкретном пока рано, заверили представители Shell и “Роснефти”. Источник, близкий к одной из компаний, сказал “Ведомостям”, что при подготовке к подписанию соглашения стороны рассматривали несколько вариантов и проектов. В частности, по его словам, речь шла о совместном получении лицензий в России и возможном приобретении “Роснефтью” доли в одном из НПЗ Shell в Европе. Раскрыть более подробную информацию он отказался, сказав, что это только предварительные варианты. Представители Shell и “Роснефти” это комментировать отказались.

Shell принадлежит крупнейший в Европе НПЗ Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод “Стэнлоу” в Великобритании мощностью 12 млн т в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки. В январе компания заявила, что изучает возможность продажи своих французских нефтеперерабатывающих активов, но покупателей на них так и не нашла.

В рамках соглашения Shell и “Роснефть” создали управляющий комитет, куда вошли по три человека из каждой компании, включая вице-президентов “Роснефти” Александра Сапронова и Сергея Кудряшова и президента Shell в России Криса Финлейсона, говорит другой источник, близкий к одной из сторон сделки. Сапронов подтвердил, что вошел в комитет, но от комментариев отказался, получить комментарии Кудряшова и Финлейсона не удалось.

На последнем собрании акционеров “Роснефти” президент компании Сергей Богданчиков пообещал, что в среднесрочной перспективе компания войдет в пятерку мировых нефтегазовых мейджеров по капитализации. Для этого “Роснефти” необходимы приобретения за рубежом, отметил в недавнем интервью “Ведомостям” независимый директор “Роснефти” Ханс-Йорг Рудлофф.

Для приобретения статуса серьезной международной компании “Роснефти” нужны зарубежные активы как в нефтедобыче, так и в нефтепереработке, соглашается начальник аналитического управления “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин, и Shell способна ей в этом помочь. “Доля в добывающих активах Shell в Канаде и США “Роснефти” вряд ли достанется, а вот возможность получить от мейджора долю в проектах в Африке и Азии у госкомпании есть”, – считает эксперт. Взамен англо-голландская компания может попросить о совместной разработке арктического шельфа или участков в Тимано-Печоре, считает Шеин. “Вглубь России, на новые активы “Роснефти” в Восточной Сибири и Самаре, Shell не пойдет, чтобы не зависеть в экспорте от “Транснефти”, – думает эксперт. Он не исключает, что Shell и “Роснефть” могут договориться о совместном строительстве НПЗ на Дальнем Востоке вблизи ВСТО.

В прошлом соглашения о сотрудничестве, подписанные между “Роснефтью” и иностранцами, уже заканчивались конкретными проектами. Например, в марте 2006 г. госкомпания подписала меморандум о сотрудничестве с китайской Sinopec, а уже в апреле компании совместно купили у ТНК-BP “Удмуртнефть”.