Копеечный вопрос


По данным информагентства “Аu92”, средние розничные цены на высокооктановые марки бензина в Санкт-Петербурге и Ленобласти за прошедшую неделю повысились на 5–13 коп. К концу недели средняя цена Аи-76 на городских АЗС составила 15,17 руб. за литр, Аи-92 стоит 18,92 руб., а Аи-95 – 21,08 руб. за литр. Больше всего подорожал Аи-98 – на 13 коп. до 23,63 руб. за литр. Весь июнь городские операторы терпели и не меняли расценки, но в июле оптовые цены выросли так, что сдерживать розницу стало уже невозможно, сетует управляющий директор сети “Аэро” Антон Иванов. Сеть, входящая в состав холдинговой компании “Фаэтон”, по его словам, повысила цены на 20 коп. за литр Аи-92 и Аи-95. К тому же на реконструкцию закрылся один из цехов Киришского НПЗ, поэтому поставки бензина сократились, утверждает Иванов. На заводе отказались от комментариев.

“Мы подняли розничные цены на 20–30 коп. из-за того, что повысились закупочные”, – признает гендиректор “Шелл АЗС” Андрей Арзамасцев. На заправках, принадлежащих “Газпром нефти”, с 1 июля литр Аи-95 подорожал на 20–40 коп., Аи-92 – на 50–70 коп., а Аи-80 – на 30 коп., сообщили в пресс-службе компании.

“С 18 июля мы подняли розничные цены на Аи-92 и Аи-95 на 20 коп. до 19,65 руб. и 20,80 руб. соответственно”, – рассказал “Ведомостям” сотрудник “Лукойл – Северо-Западнефтепродукта”, не пожелавший называть своего имени в печати. “Это мизерное повышение на 0,1% было первым с сентября прошлого года”, – заявил он.

По данным исследовательского центра “Кортес”, цены на российском оптовом рынке топлива стали расти в середине февраля, а с апреля стали повышаться и розничные, в среднем на 2–4 коп. в месяц. В июле в среднем по России цены поднялись на 3 коп.

Аналитик “Кортеса” Людмила Лурье отмечает, что розничные цены на бензин заморозились в прошлом году на пике роста. “Оптовый рынок потом значительно снижался вплоть до февраля этого года. Тогда оптовые цены достигли минимума с середины 2005 г. А розничные цены при этом оставались на уровне октября – ноября 2006 г. Разница между оптовым и розничным сектором позволяла удерживать цены”, – говорит Лурье. Но теперь появились новые предпосылки для подорожания топлива, считает она. “Нефть растет на мировом рынке, это вызвано сокращением коммерческих запасов нефти в США и объемными закупками нефти Китаем. А за мировыми ценами автоматически следует и повышение цен на внутреннем рынке”, – объясняет эксперт.

Летом 2005 г. правительство пошло на соглашение с нефтяниками, заставив их на время заморозить розничные цены на бензин. А летом 2006 г. цены росли быстрее инфляции. В конце лета – начале осени прошлого года топливо в среднем по городу подорожало на 8%.

На прошлой неделе премьер-министр Михаил Фрадков снова заявил, что правительство “будет работать” над тем, чтобы не допустить всплеска цен. “Июльское повышение было первым в Петербурге в этом году и, скорее всего, будет последним, ведь правительство РФ пообещало не допустить роста цен”, – надеется глава петербургского нефтяного клуба Олег Ашихмин. Если чиновники снова возьмутся регулировать цены, возможно, им удастся удержать рынок, предполагает Лурье.

“Компания работает на пределе рентабельности, самый “народный” 76-й бензин продаем себе в убыток”, – жалуется представитель “Лукойла”. По его прогнозам, цены в любом случае будут расти. А Лурье говорит, что сложнее всего придется независимым операторам, которые в отличие от вертикально-интегрированных нефтяных компаний не могут зарабатывать на оптовых продажах. Этот шаг точно не будет последним, до конца лета цены могут вырасти еще на 50 коп., полагает Иванов из “Фаэтона”.