Главный энергетик


Технически объединение “Газпрома” и “Роснефти” возможно, но его не произойдет, считает аналитик Альфа-банка Константин Батунин, за этими активами стоят разные группы интересов и накануне ухода Путина с поста президента они договорятся о статус-кво. “Вряд ли оно будет заключаться в объединении”, – полагает Батунин.

После выборов-2008 Путин по-прежнему будет заниматься энергетическими проблемами, говорится в докладе ФНЭБ. Развитие российской экономики полностью завязано на энергетику, которая одновременно и важнейший козырь России в мировой политике. Путин слишком молод для добровольного удаления из большой игры, и его задача – “выйти за рамки национального лидера и стать главным мировым энергетиком”.

Это личная задача, подчеркивает ФНЭБ. Путин контролирует нефтегазовую сферу как никакую другую: прошлым летом он сам менял трассу Восточного нефтепровода, а в сентябре вел переговоры о строительстве трубы Бургас – Александруполис. Личный контроль за нефтегазовой отраслью Путин сохранит и дальше, говорится в докладе.

ФНЭБ рассматривает несколько вариантов того, как Путин мог бы стать главным энергетиком.

Первый – создание энергетической мегакорпорации на базе “Газпрома” и “Роснефти”, к которым могут быть присоединены “Транснефть” с “Транснефтепродуктом”, а также “Совкомфлот” и “Новошип”, а возможно, и “Сургутнефтегаз”. Площадкой для интеграции может стать “Роснефтегаз”, созданный как хранилище акций “Газпрома” и “Роснефти”. Главная проблема этого сценария – соперничество разрозненных номенклатурных группировок, пишет ФНЭБ.

Более легкий для Путина сценарий – возглавить совет директоров “Газпрома”, полагает ФНЭБ. Плюс варианта в том, что этот пост можно совмещать с любым государственным.

Третий вариант: Путин может возглавить “газовый ОПЕК”, в перспективе он может стать и военно-политическим блоком.

И вариант из области фантастики: Путин как лидер евразийской нефтегазовой конфедерации из России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. В любом случае главная цель Путина – усилить влияние российской энергетики, что резко увеличит роль самого Путина как глобального энергетического игрока.

Версии, предложенные ФНЭБ, эксперты считают неприемлемыми. “Газовый ОПЕК” появится лет через 5–10, напоминает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров, и эта организация будет непопулярна на Западе, а Путин изгоем быть не хочет.

Руководитель Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев называет абсурдом версию о конфедерации со среднеазиатскими нефтегазовыми странами: “Этого не хотят их политические элиты, которые пока наслаждаются независимостью в собственных интересах”. Да и России конфедерация не нужна – хватает проблем с Белоруссией.

Руководить “Газпромом” для Путина мелко, полагает Дмитрий Бадовский, замгендиректора НИИ социальных систем.

Будущее Путина вообще не будет иметь отношения к энергетике, уверен главный стратег Альфа-банка Кристофер Уифер. Он занимался всеми реформами, благодаря которым страна достигла определенных экономических успехов, поэтому ему лучше оставаться советником правительства, не занимая формального поста, особенно если он хочет вернуться в 2012 г.

Занять пост, особенно в корпорации, значило бы для Путина капитализировать громадную популярность, а если он собирается вернуться, этого делать нельзя, полагает Бадовский.

Вопрос “Who is mr Putin?” задавали первые три-четыре года его президентства, напоминает эксперт. На вопрос “Who mr Putin will be after 2008 year?” тоже не будет скорого ответа, говорит Бадовский: “Сначала будет годовая пауза – Путину надо будет убедиться, насколько работает система теневого контроля за происходящим в стране”.