Первая в Европе

Через 3–4 года потребительский рынок России станет крупнейшим в Европе, прогнозирует «Тройка диалог»

Испортить эти радужные перспективы могут банки, если дефицит ликвидности замедлит рост потребкредитования, предупреждает экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «Есть ряд сегментов, где роль кредитов очень значима: например, 43% автомашин покупается в кредит».

Как тратим. 60%

приблизительно столько всех расходов россиян приходилось на продукты и одежду в 2001 г.

44%

своих доходов тратили российские граждане на то же самое в 2001 г.

35%

максимальная доля расходов на продукты и одежду к 2010 г. (по данным «Тройки диалог»)

Россия уступает Великобритании, Германии и Франции, но самая богатая в группе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и «ближе к Европе» по объему ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, пишут аналитики Кингсмилл Бонд и Андрей Кузнецов в исследовании «Россия: широчайший потребительский рынок Европы». В 2008 г. этот показатель, по оценкам МВФ, в России достигнет $15 000, или порядка 45% уровня стран ЕС. Число россиян, ежемесячно располагающих свободным доходом (после платежей за жилье, транспорт, здоровье и образование) в $350, растет на 5 млн в год, говорит Бонд.

Доля расходов на дорогие товары, отдых, развлечения к 2010 г. возрастет до 28% против 21% в 2005 г., обещает Кузнецов.

Доля «бедных» (кому денег хватает только на еду) постоянно сокращается, а «обеспеченных», кому зарплаты хватает на повседневные нужды, за 2002–2006 гг. возросла с 22% до 29%, говорит Людмила Беляева из Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН.

По оценкам Минэкономразвития, в ближайшие три года реальные располагаемые доходы населения будут расти на 7,9–10% в год. Такой рост способен увеличивать спрос на товары на 20–30% в год, что обещает быстрый рост многим рынкам – от автомобилей и компьютеров до соков и пива, считают авторы исследования.

В 2006 г. Россия вышла на первое месте в Европе по продажам стиральных машин и мобильных телефонов, на второе после Германии – по продажам пива, на четвертое по автомобилям, перечисляет Бонд, в 2008 г. продажи превысят показатели европейских стран на всех рынках, кроме автомобильного, а к 2011 г. и на этом рынке Россия будет первой.

Растет не только потребление, но и средняя цена товаров, говорит Наталья Загвоздина из «Ренессанс капитала», приводя в пример иномарки: за 2006 г. их продажи выросли на 70%, а средняя цена – на 56% (до $25 000). «Если пару лет назад я покупала 10 кг пошехонского сыра в год, то сейчас – 12 кг, но более дорогого», – приводит другой пример она.

«Москва-Эфес» за 1-е полугодие продала на 26% больше пива, чем годом ранее, основной рост обеспечил премиальный сегмент, говорит представитель компании Андрей Малафеев. На 25% выросли за полгода продажи соков «Лебедянского», радуется представитель компании Александр Костиков. По оценкам Euromonitor, с 2006 по 2011 г. продажи соков в России вырастут на 28% до 3,2 млрд л против 10% в Англии (до 2,2 млрд л) и 14%-ного сокращения в Германии (до 2,5 млрд л). По оценке гендиректора «Nielsen Россия» Александра Письменного, в 2006 г. число супер- и гипермаркетов выросло на 31%, а в 1-м полугодии 2007 г. – на 20%.

За 2007–2011 гг. товарооборот розницы возрастет на 76,4% до 18,7 трлн руб., прогнозирует Минэкономразвития.

По прогнозу экспертов ACNielsen, к 2025 г. потребительский рынок России станет самым крупным в Европе и в стоимостном выражении.

Бизнес понял это давно: по данным Mergers.ru, ритейл с 2005 г. лидирует по количеству сделок слияний и поглощений.