Миф о народном автомобиле

Мировые автогиганты собираются разработать машины за $6000–10 000 (а Toyota – и делать их в России). Но россияне ждут от дешевой машины гораздо больше, чем китайцы или индийцы. Запросы россиян тянут минимум на $10 000

Сами справимся. Борис Алешин

президент группы «Автоваз». «Бюджетный автомобиль – это наша профессия. Мы намерены разработать на базе существующих платформ бюджетный автомобиль для России стоимостью ниже $10 000. Это должен быть автомобиль класса В с минимальным уровнем комфорта, иметь хотя бы одну подушку безопасности и кондиционер»

О желании разработать низкобюджетный автомобиль уже заявили представители Nissan, Toyota, General Motors, Volkswagen и Ford. Renault разрабатывает машину по цене $3000 вместе с индийским производителем мотоциклов Bajaj Auto. General Motors (GM), у которой есть народные автомобили в Бразилии и – за $3500 – в Китае, разрабатывает такой автомобиль на существующей платформе GM, рассказал «Ведомостям» президент концерна Рик Вагонер. Автомобиль будет готов через 6–12 месяцев и будет стоить скорее всего $5000–6000. Вопрос, для каких рынков этот автомобиль, пока открыт, но в первую очередь – для Индии, говорит Вагонер.

В Индии на прошлой неделе состоялась премьера рекордно дешевого автомобиля Tata Nano с двигателем объемом 0,6 л и мощностью 33 л. с. – $2500, или около $3000 в рознице. Через три года Tata может начать экспорт Nano.

Россиянам таких цен не видать. Если допустить, что Tata начнет поставки Nano в Россию, с учетом транспортных издержек и таможенных пошлин она будет приезжать в Москву с ценой $6800, а розничная цена вряд ли составит меньше $7900, подсчитал Алексей Сорокин, руководитель китайского направления дилера «Элекс-полюс».

Самый дешевый машинокомплект сейчас стоит $4500, говорит гендиректор «Северсталь-авто» Вадим Швецов. Маленький автомобиль А-класса теоретически мог бы стоить $5000, но в России он не будет машиной массового спроса, замечает он. Поэтому «Северсталь-авто» два года назад сняла с производства «Оку».

Высокие запросы россиян отмечают все автопроизводители. Российский покупатель ждет, что низкобюджетный автомобиль будет довольно большим – с Opel Astra, пятиместным, с большим багажником и большим количеством опций, говорит президент GM Europe Карл-Питер Фостер.

Покупатели бюджетных автомобилей «становятся более привередливыми», заметил директор по маркетингу автоцентра «Атлант-М Балтика» (дилер GM) Василий Орехов: «Они приходят за иномаркой с большими удобствами, чем у отечественных авто, за скромные деньги».

Типичный сценарий использования автомобиля в России – каждый день ездить на нем на работу, а в выходные посадить в него всю семью, взять много груза и поехать за город, объясняет руководитель дивизиона легковых автомобилей группы ГАЗ Леонид Долгов.

Таким запросам может удовлетворять седан класса В+ или С с вместительным багажником, двигателем не меньше 1,4 л, кондиционером и двумя подушками безопасности, говорит он. При этом в автомобиле не должно быть много электроники. «Машина должна быть максимально простой в обслуживании», – отмечает Долгов. Швецов видит идеал низкобюджетной машины так: седан класса С или В+ с бензиновым двигателем объемом 1,6 л, пятиступенчатой механической коробкой передач и кондиционером.

Такая машина вряд ли может стоить меньше $10 000, категоричны Фостер, Швецов и Долгов. Дороже это будет уже не массовый автомобиль, а дешевле $10 000–12 000 делать нет смысла для производителя, говорит мечту россиян Швецов.

Дешевле $10 000 сейчас лишь модели «АвтоВАЗа» («классика» – от $5650) и «китаец» Chery Amulet ($9860). Цена Chevrolet Lanos начинается от $10 000, Renault Logan – от $10 700, Hyundai Accent – от $12 000.

Средняя цена продажи автомобиля приближается к $20 000, замечает гендиректор «Фольксваген груп рус», председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Оскар Ахмедов, «и при этом мы не можем удовлетворить спрос».