В чрезвычайной ситуации

За последние пять дней в Самарской области выпало снега в два раза больше месячной нормы. В Самаре и Тольятти до сих пор не отменили объявленную в четверг чрезвычайную ситуацию
Ю.Волкова

Убыток экономики области от снегопада за пять дней аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков оценивает в 3 млрд руб. В среду и четверг был пик непогоды, в результате стоял транспорт, практически прекратились поставки продуктов в магазины.

«АвтоВАЗ», в четверг отменивший вторую смену, и не работавший в этот день «GM-АвтоВАЗ» возобновили работу в пятницу. Руководство «АвтоВАЗа» всем, кто работал 23 и 24 января, пообещало по 500 руб. премии. В субботу вновь повалил снег и на «АвтоВАЗе» не смогли провести всероссийский форум автопроизводителей.

За минувшие четыре дня магазины «Перекресток» и «Пятерочка» теряли до 50% ежедневной выручки, признается директор самарской дирекции X5 Retail Group Владимир Рыжков. В первые два дня прекратили подвозить хлеб и молоко, рассказал Рыжков. На рынках Самары молока и хлеба почти не было, а когда появлялись, выстраивались длинные очереди. Фильченков оценивает убытки всех продуктовых ритейлеров за четыре дня примерно в 600–700 млн руб.

Самарские таксисты в четверг и пятницу заявки не принимали, а ежедневный план выполнялся на 30–40%, рассказывает руководитель одного из таксопарков (всего их в области около 30, парк в общей сложности – 1200 машин). Ежедневная выручка с одной машины может составлять от 1000 руб. до 1900 руб. Некоторые таксомоторные компании решили покрыть убытки за счет клиентов: в субботу и воскресенье им пришлось платить по двойному тарифу. Большинство «газелей»-маршруток также не вышли на линию в четверг – пятницу, рассказывает представитель компании «Трансальянс». Всего парк машин самарских маршрутных такси составляет около 500 машин, ежедневная выручка с одной составляет около 1000–1500 руб., убытки составили около 1–1,5 млн руб., предполагает собеседник «Ведомостей».

Из-за отсутствия автотранспорта на дорогах убытки нефтетрейдеров на автозаправках, по словам руководителя крупной самарской сети АЗС, составили в первые два дня более 60%. Это 40–45 млн руб., подсчитал аналитик ИК «Финам» Константин Рейли.

Железная дорога больших убытков не понесла. Здесь пассажиропоток увеличился примерно на 30% из-за закрытия аэропорта «Курумоч» в четверг и пятницу, рассказал руководитель пресс-службы Куйбышевской дороги Игорь Поляев. Однако, по его словам, неожиданные доходы от продажи билетов сведены на нет затратами на борьбу со снегом: работали 52 единицы снегоуборочной и 21 единица снегоочистительной техники. А отставание поездов от графика, по его словам, составляет в среднем около 1,5 часа.

Как сообщила пресс-секретарь Самарской дирекции Волжской МРК Ирина Гиберт, в ночь с 23 на 24 января были отключения электричества в Кинельском, Красноярском и Борском районах, но все было восстановлено к утру. В последующие дни никаких происшествий не было. Нагрузка на сеть никак не увеличилась и убытков энергокомпания не понесла, заверила Гиберт.

Власти Самарской области пока ущерб от стихии не подсчитали, говорят руководитель департамента информационной политики Самарской области Иван Скрыльник и руководитель пресс-службы мэра Самары Ирина Тулгаева. По словам депутата Михаила Матвеева, для работы 200 единиц спецтехники за минувшие пять дней необходимо примерно 1–1,2 млн руб. Депутат Виктор Воропаев говорит, что за вывоз снега компании берут около 5000 руб. за один «Камаз». По данным депутатов, вывезено около 10 000 т снега, все работы по снегоочистке могли обойтись бюджету примерно в 5–6 млн руб.

Депутат Госдумы от Самарской области Вера Лекарева обратилась в парламентский комитет по бюджету и налогам с предложением выделить губернии 1 млрд руб. на устранение последствий стихии. Матвеев, впрочем, считает, что деньги вряд ли выделят.