Выросли в 2,65 раза

«Лаборатория Касперского» заработала за прошлый год в России на 165% больше, чем за предыдущий. Одна из основных причин – переход большинства компаний-заказчиков на легальное ПО
С. Николаев

Со стороны. 90

миллионов долларов – таким будет минимальный объем российского рынка средств безопасности в 2007 г., прогнозировал летом прошлого года независимый информационно-аналитический портал Anti-malware.ru.

ЗАО «Лаборатория Касперского»

производитель программ защиты от вирусов, спама и хакерских атак. Основано в 1997 г. Основные владельцы – основатель компании Евгений Касперский (контрольный пакет) и его бывшая жена Наталья (блокпакет).

Российская выручка «Лаборатории Касперского» (ЛК) увеличилась в 2007 г. на 165% до $35 млн, рассказали вчера представители компании. Еще $5 млн ЛК заработала в других странах СНГ и Балтии (темп роста – от 60–70% в Балтии до 250% в Казахстане).

Причем покупатели продуктов ЛК заплатили за них значительно больше: в частности, жители России – $62 млн. Разница досталась дистрибуторам, через которых компания продвигает ПО.

Общий объем российского рынка антивирусного программного обеспечения за прошлый год ЛК оценила в $125–135 млн (в ценах конечных пользователей), а свою долю на нем – в 46–50%.

Рост российского бизнеса управляющий директор ЛК в странах СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки Гарри Кондаков объясняет несколькими причинами.

Первая – четко оформившееся в прошлом году стремление корпоративных заказчиков заменять ранее использовавшееся нелегальное ПО на легальное. Весь российский рынок ПО вырос в 2007 г., по оценке Мининформсвязи, на 40% до 80 млрд руб.

Вторая причина, по словам Кондакова, – укрепление взаимоотношений ЛК с дистрибуторами, продающими ее ПО в регионах. Особенно заметно, по его словам, усилилась партнерская сеть компании в Сибирском, Северо-Западном, Уральском и Южном округах.

Третья причина – в том, что в прошлом году ЛК стала впятеро больше зарабатывать на продаже антивирусов массовому покупателю, в том числе благодаря выходу нового продукта «Антивирус Касперского 7.0». Если в 2006 г. продажи на массовом рынке обеспечивали 24% российской выручки ЛК, то в прошлом – уже 38%, рассказал Кондаков. Аналитик IDC Петр Городецкий не ожидал от ЛК такого быстрого роста, но согласен: у компании были причины расти быстро.

Свою общую выручку ЛК не раскрыла. В 2006 г. рост ее доходов по US GAAP составил 69%, а их общий объем – $67,3 млн. В 2007 г., рассказал Кондаков, совокупная выручка компании по РСБУ увеличилась примерно на 150%. Ее размер он не называет.

Наибольшую часть оборота компании обеспечивают продажи ПО за рубежом. В 2006 г., например, на зарубежье (в первую очередь Западную Европу) пришлось 82% доходов ЛК, а на Россию – только 18%. В прошлом году сохранилась примерно такая же пропорция, говорит Кондаков, но доля России превысила 20%. Исходя из этого общую выручку ЛК в 2007 г. можно приблизительно оценить в $170 млн.

Второй крупнейший поставщик антивирусных программ в России (по оценке Anti-malware.ru) – американская Symantec завершает финансовый год в конце марта, причем отдельно по странам не отчитывается. В III квартале текущего финансового года объем продаж Symantec в странах региона ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) вырос на 26%. Средние темпы роста доходов Symantec в России по направлениям безопасности и управления хранением и доступностью информации – 35% в год, говорит представитель ее российского офиса Екатерина Николаева.

Глава российского офиса Eset Андрей Албитов рассказывает: оборот его компании в прошлом году в России вырос в 4,5 раза до $22,5 млн (в ценах конечных потребителей). $135 млн – объем рынка средств безопасности всей Восточной Европы, ссылается он на Gartner; в России покупатели потратили на это ПО $85–90 млн, считает он.