Водка не для всех

Право называть напиток «русской водкой» есть в России только у четырех компаний. Но одной из них – ФКП «Союзплодоимпорт» пришлось убрать эти слова с половины брендов, чтобы не потерять право зарабатывать деньги на своих марках

Критерии истинности. Русская водка должна быть:

прозрачной; бесцветной; без посторонних примесей; производиться на территории России с соблюдением национальных традиций производства из выращенного в стране сырья.

«Союзплодоимпорт»

Федеральное казенное предприятие. Создано в 2001 г. Распоряжается 17 государственными алкогольными товарными знаками, среди которых Stolichnaya, Moskovskaya, «Русская», Sibirskaya, Kubanskaya, «Советское», «Московский», «Юбилейный» и др. Выручка в 2006 г. составила 149,6 млн руб. (по данным СПАРК). Чистая прибыль – 31,6 млн руб.

Надпись Russian Vodka исчезла с этикеток Starka, Yubileynaya, Kubanskaya, Zubrovka, Okhotnichya, Pertsovka и Limonnaya, указывается в документах Роспатента. Эти слова появились на бутылках экспортной водки еще в 1969 г. Через 40 лет «Союзплодоимпорт» убрал надпись, потому что Starka, Pertsovka и другие перечисленные напитки являются не классическими русскими водками, а цветными водками или настойками, объясняет руководитель департамента по связям с общественностью ФКП Юлия Гончарова. «Русской водкой» может называться только продукт, получивший в Роспатенте специальное свидетельство на соответствие требованиям одноименному наименованию места происхождения товара (НМПТ). Для этого заявитель должен принести в патентное ведомство заключение Минсельхоза о том, что его продукт соответствует критериям «русской водки» (см. врез). Процесс регистрации занимает несколько месяцев.

Право на слово

У «Союзплодоимпорта» свидетельство НМПТ на «русскую водку» есть. Но вступившая в силу с 2008 г. четвертая часть Гражданского кодекса запретила владельцу НМПТ передавать право использования этого наименования кому-либо еще, рассказывает партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры» Николай Богданов. До этого, руководствуясь законом о товарных знаках, ФКП могло передавать «русскую водку» любым лицензиатам как элемент зарегистрированных товарных знаков. С 1 января ФКП выдает лицензии только компаниям, самостоятельно получившим право использования НМПТ «русская водка», признает Гончарова.

Такое право есть у ульяновского завода «Кристалл» (входит в группу «Гросс»), группы «Ост» и «Русского стандарта». Но никто из этих компаний сейчас не работает с «Союзплодоимпортом» и в ближайшее время не собирается это делать. Водки под марками ФКП продолжает разливать московский завод «Кристалл», а завод «КиН» намерен начать производство водок «Сибирская» и «Русская», а также настоек. Обе эти компании пока не имеют прав на НМПТ «русская водка».

ФГУП «Росспиртпром», управляющее 51% акций «Кристалла», в начале года подало заявку на регистрацию НМПТ и надеется получить свидетельство в ближайшее время, говорит Дмитрий Добров, начальник управления внешних связей «Росспиртпрома». Заявляет о подаче заявки и председатель совета директоров «КиН» Армен Еганян. Но до момента получения свидетельства использование заводами этикеток с надписями «русская водка» является незаконным, указывает Богданов.

Водка с конфискацией

Предъявить претензии к нарушителям согласно ГК могут только сами владельцы свидетельств на «русскую водку», обратившись с иском в суд, добавляет Богданов. Гражданский кодекс позволяет правообладателям требовать уничтожения всей контрафактной продукции, на которой размещено незаконно используемое НМПТ, а также по выбору компенсации до 5 млн руб. или в двукратном размере стоимости товара контрафакта.

Юристы компаний, владеющих правами на «русскую водку», сообщили «Ведомостям», что пока претензий не предъявляли. Гончарова заявила лишь, что «Союзплодоимпорт» планирует защищать права на «русскую водку» и в России, и за рубежом «в первую очередь путем переговоров».

Президент калужского «Кристалла» Сергей Зивенко и директор по маркетингу «Винэксима» (водка «Путинка») Станислав Кауфман только вчера узнали от корреспондента «Ведомостей», что по закону не имеют права писать на своей продукции «русская водка». «Это придуманные чиновниками препоны, для того чтобы заработать дополнительные деньги», – возмущен Зивенко. Кауфман убежден, что русской может автоматически считаться любая водка, отвечающая требованиям ГОСТа и произведенная в России. Власти должны не запрещать использовать знаковый бренд, а поддерживать любые компании, инвестирующие в его продвижение и укрепление, считает он.

Иное дело

Права на «русскую водку» действуют только на территории РФ, потому что Россия не подписывала международных соглашений о защите НМПТ, отмечает заместитель директора Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Роберт Восканян. Поэтому пока никто не может запретить иностранным компаниям продавать на своих рынках собственную Russian Vodka, добавляет он.